МОДЕЛЬ АЭРОГЛИССЕРА С МИКРОДВИГАТЕЛЕМ ДП-0,3

Конструкция предлагаемого аэроглиссера проверена многократным ее повторением и удачами при заездах на аквадроме. Все детали элементарно просты. Это два зеркально симметричных корпуса, соединенных палубой, на которой размещены имитация кабины гонщика и стойка-пилон с двигателем и питающим «бачком»-баллоном.

Корпуса, часть палубы, кабину и фигурку пилота лучше всего вырезать из мелкошарикового упаковочного пенопласта (такой легко найти в коробках из-под телевизоров, видео- и аудиотехники или компьютеров). Заготовки вырезаются ножом или лезвием из подходящих кусков и мелкой шкуркой вышлифовываются до точных размеров (шкурку рекомендуем наклеить на ровный брусок из дерева или пенопласта).

Части пилона и моторамы, а также палубная опора выпиливаются из дерева или фанеры. В обозначениях под рисунками указаны оптимальные материалы. Однако если не всегда удается ими обзавестись, то смело применяйте те, что вам удалось найти. Нет фанеры — используйте тонкие пластины и рейки.

Для склеивания пенопластовых деталей применяйте клеи типа «Момент», ПВА-М, латексный, а для дерева — водоупорный клей или эпоксидную смолу. Все деревянные детали несколько раз покрывают нитролаком или прозрачным нитроклеем, разбавленным небольшим количеством растворителя или нитрокрасок. Пенопласт ничем специально защищать от воды не нужно.

Для хорошего внешнего вида модель нужно раскрасить. Самыми подходящими являются водоэмульсионные краски на латексной основе (их можно купить в магазинах бытовой химии). Из белой латексной краски можно получить нужные цвета, добавляя порошкообразные пигменты. Для регулировки модели в основном используется выкашивание оси двигателя. Но может пригодиться и руль.

Его вырезают из плотной открытки или календарика, который с двух сторон красят нитрокраской и вклеивают в один из корпусов. В последнее время календарики печатаются на тонких пластиковых пластинках, и руль из такого материала получается отменным. Двигательная установка нами недорабатывается.

Особое внимание обращается только на тщательную балансировку штатного воздушного винта. На мотораме двигатель фиксируется только за штатные лапки картера с помощью небольших шурупов, в соответствии с рекомендациями инструкции к ДП-0,3. Широко распространенную в последнее время «моду» на самодельные варианты крепления картера двигателя на модели мы считаем попросту неоправданной.

Кроме того, штатная схема фиксации позволяет оперативно регулировать выкос оси воздушного винта. Хорошо отлаженная модель должна сразу же после запуска выходить на режим глиссирования (без заметного ухода с заданного при старте курса) и проходить до 25 метров дистанции на одной заправке «бака»-баллона.

В случае, если длина акватории меньше этой величины, мы рекомендуем для сохранности носовых частей корпусов установить на финише сетку (например, от настольного тенниса).

В качестве критериев оценки на соревнованиях служат: стендовая — для определения качества изготовления и отделки, а также соответствия размеров стандартной мотоустановки; ходовая — выявление скоростных качеств и точности курса аквапланов в нескольких турах. Определение победителей производится по двум результатам — стендовая оценка плюс лучшая скорость за тур.

(Автор: В. КУЗНЕЦОВ, руководитель кружка судомоделизма)

Рис. 1. Аэролиссер с микродвигателем, работающим на сжиженном углекислом газе: 1 — корпус (пенопласт ПСВ), 2 — кабина (пенопласт ПСВ), 3 — козырек кабины (фотопленка или лавсан), 4 — фигурка пилота (пенопласт), 5 — моторама (фанера 2 мм), 6 — серийный микродвигатель ДП-0,3, 7 — баллон-«бак», 8 — стойка-пилон (фанера 2 мм), 9 — усиление стыка (треугольная липовая рейка), 10 — руль, 11 — палубная опора (фанера 1 мм), 12 - мостик (пенопласт ПСВ).

Рис. 2. Корпус.

Рис. 3. Стойка-пилон и моторама.

Рис. 4. Мостик.

Рис. 5. Кабина.

Чертежи моделей кораблей