МОДЕЛЬ КОРДОВОГО МИКРОГЛИССЕРА С ДВИГАТЕЛЕМ НА СО2

В журнале «Моделист-конструктор» уже проходили материалы по экспериментальной модели скоростного суденышка, рассчитанного на установку отечественного двигателя ДП-03 на С02. Судя по почте наших читателей — судомоделистов, разработка пришлась по душе руководителям кружков и юным спортсменам. Поэтому сегодня мы продолжаем тему «нечемпионатной» техники и знакомим с аналогичным аппаратом чешской конструкции (чертежи и описание его были приведены в журнале «Моделарж»).

Судя по статье в чешском журнале, спортсменам «юниорского» возраста близки наши проблемы. В качестве мотива, побудившего их заняться разработкой глиссеров на С02, приведен колоссальный разрыв в школьной и «звездной» технике ведущих спортсменов, а также отсутствие массовых супермоторов и подходящих для тренировок акваторий. Справедливости ради надо заметить, что в нашей стране развился промежуточный подкласс кордовых аэроглиссеров, рассчитанный именно под массовые двигатели внутреннего сгорания.

Но и он не решает всех проблем «юниорского» судомоделизма. Итак, что же представляет собою микроглиссер? Его основой является корпус, заготовка которого склеена из двух листов бальзы толщиной 7 мм. Перед сборкой в плоскости стыка в них выполняются пазы под передний кронштейн навески уздечки, пилон двигателя и кронштейн бака. Заранее подготовленные детали (пилон — из двухмиллиметровой фанеры, кронштейны — из миллиметровых пластин дюралюминия) вкладываются в пазы, и детали корпуса склеиваются.

На время сушки заготовку полезно прижать к ровной доске-стапелю, чтобы получилась абсолютно прямолинейной. Затем идет процесс обработки внешних форм и лакировка жидким эмалитом. Встык на пилоне приклеивается «моторама» из двухмиллиметровой фанеры. К этой операции нужно отнестись очень внимательно: любые неточности монтажа, вызывающие выкосы двигателя, ухудшат ходовые свойства глиссера. Угол стыка между фанерными деталями усиливается бальзой — тогда вибрации мотоустановки будут меньше.

В месте монтажа стабилизатора к корпусу приклеивают дюралюминиевую пластину толщиной 2 мм с резьбовым отверстием М2. Для того чтобы съемный стабилизатор не имел возможности перекашиваться, на его нижней поверхности приклеивают полоски-направляющие из миллиметровой фанеры, вплотную к дюралюминиевой пластине корпуса. Винт М2 одновременно служит для монтажа заднего кронштейна навески уздечки, выпиленного из миллиметрового дюралюминия. Поплавки склеиваются из трех слоев бальзы толщиной 3 мм.

Средняя пластина облегчается. После сушки и обработки подошвы поплавков обшиваются тонким пластиком. Корпус глиссера имеет аналогичную подошву переднего редана, только первый участок обшит миллиметровой фанерой. После чистовой обработки и шлифовки все детали модели лакируются, зашпаклевываются неровности, и затем идет окончательная шлифовка и окраска нитроэмалями. Во время выполнения всех отделочных работ необходимо постоянно иметь в виду, что любые перетяжеления отзовутся на быстроходности модели.

На кронштейны навешивается уздечка, длина которой должна быть равна 550 мм от продольной оси корпуса. Лучше всего для этих целей подходит тросик диметром 0,3—0,4 мм. К уздечке крепится кордовая нить из такого же тросика или рыболовной лески. Общая длина всей системы подвески равняется 2652 мм (от оси модели до оси центрального стояка «акватории»). При выполнении данного условия путь, проходимый глиссером за три круга, будет равен 50 м. На соревнованиях имеет смысл хронометрировать также три круга, и результат пересчитывать на скорость в км/ч. Для запусков годится любая водная поверхность поперечником от 6 до 8 м и глубиной 0,4—0,8 м.

При старте сначала запускают двигатель, затем, взявшись за корпус позади пилона, легким движением вперед «притирают» модель к поверхности воды. Устойчивость хода регулируется за счет подбора угла установки стабилизатора с поплавками. Комментируя данную разработку чешских спортсменов, прежде всего надо отметить, что используемый ими двигатель является по всем параметрам полным аналогом отечественного ДП-03. Поэтому каких-либо коррекций в размерениях глиссера не потребуется. Что же касается конструкции...

Здесь каждый может исходить из собственных возможностей и пожеланий. На всех деталях, бальза может с успехом быть заменена пенопластом марки ПС-4-100 или ПС-4-150. Также подойдет и легкая липа. Правда, корпус и поплавки для облегчения все же лучше выдолбить. Не совсем понятно, почему авторы при всем внимании к минимальности массы пошли на использование такого сравнительно тяжелого материала, как деухмиллиметровая фанера и дюралюминий (двухмиллиметровая фанера по удельному весу равна 16-мм бальзе, а миллиметровый алюминий — 28-мм!).

Исходя из сказанного, стабилизатор лучше выстругать из пластины липы толщиной не более 1,5 мм (хорошая легкая липа более чем в два раза легче фанеры), а из заготовки толщиной 2 мм выпилить пилон двигателя. Также для облегчения кронштейн бака можно упразднить совсем, закрепив бак с помощью легких хомутиков прямо на двигательном пилоне. Кстати: для лучшего обдува бак полезно монтировать не в аэродинамической тени пилона, а прямо под головкой цилиндра мотора. Для снижения массы глиссера после отладочных заездов, когда будет определен оптимальный угол установки кормовых поплавков, можно стабилизатор приклеить на корпусе намертво, сняв тяжелые монтажные дюралюминиевые детали.

А о том, как организовать удобную «акваторию» в полевых условиях, на асфальтированной площадке или даже в спортзале, вы можете узнать, перелистав подшивки журнала «М-К» за несколько последних лет.. Кстати — для соревнований отлаженных глиссеров подкласса С02 вполне, достаточно глубины воды 4—5 см. Ведь согласно общепринятым правилам модель глиссера должна перед стартом проверяться на плавучесть; а наибольшая «осадка» подобной техники — не более 15 мм.

(Автор: Ю.ПАВЛОВ, руководитель кружка)

Кордовая скоростная модель аэроглиссера с двигателем, работающим на сжиженном углекислом газе.

Чертежи моделей кораблей