САМОДЕЛЬНАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ АЭРОГЛПССЕРА

История создания предлагаемой вашему вниманию самодельной модели аэроглиссера достаточно необычна. Дело в том, что в свое время в нашем кружке возникла проблема обучения молодых спортсменов запускам скоростных кордовых с воздушным винтом. Для прошедших азы мастерства это не представляет трудности. Мальчишкам же, чтобы заставить чисто спортивный «снаряд» сразу идти как надо, полезно иметь опыт тренировок.

Строить для данных целей утрированную, устойчивую скоростную модель аэроглиссера? Делать этого не хотелось, так как выглядел бы подобный глиссер «позорно». Тогда и решили немного усложнить изготовление модели в пользу ее внешнего, полукопийного вида. Так родился проект катера с воздушным винтом, пригодного для тренировок, отладки мотоустановки и... для показательных выступлений.

Так как самодельный глиссер не рассчитывался на рекордные скорости, его корпус спроектировали похожим на большие суда — с малой килеватостью в носовой части и реданным уступом, после которого днище становилось совершенно плоским. Для исключения искажений пропорций, вызванных непомерно высоким пилоном двигателя, диск пропеллера значительно углублен под линию палубы. В зоне винта и до самой кормы в палубе образовался полутоннель, исключающий подтормаживание струи от винта.

Говоря об особенностях компоновки модели аэроглиссера, нужно отметить, что при проектировании аналогичной техники приходится учитывать момент от тяги мотоустановки, направленный на опускание носа микрокатера. Именно поэтому такие глиссера лучше всего ходят с увеличенной задней центровкой при редане, расположенном почти посередине длины корпуса. Выкашивать ось винта вниз для предотвращения взлета не нужно — модель и так ведет себя на волне вполне устойчиво.

А для того чтобы после ударов о волны нос аппарата не подбрасывало вверх и модель не «галопировала», мы решили смонтировать имитатор ветрового стекла. Кроме повышения копийности, он играет роль развитого спойлера, несильно, но стабильно прижимающего нос корпуса на скорости. При общей массе в неполных 400 г (с мотором) глиссер оказался весьма быстроходным.

Запуск его на корде по своей простоте превзошел все ожидания, что неудивительно. На ходу модель аэроглиссера очень эффектна и стабильна в движении, особенно если правильно подобрать параметры системы подвески (один кронштейн уздечки должен находиться на пилоне, почти у лапки двигателя, а второй — на корпусе в зоне редана).

Еще больше улучшить ходовые свойства самодельной модели аэроглиссера позволило нововведение — носовые подводные крылья. Модель с хорошо работающим двигателем после запуска буквально через пару метров уже выходит на крылья и идет дальше, почти не замечая встреч с короткими волнами. Эффект понятен: волна теперь не бьет под полуплоское днище, а попросту «прорезается» тонкими крыльями.

В связи с тем, что в новой модификации катер стал ходить с приподнятым носом, а это грозит потерей продольной устойчивости на скорости, мы дополнительно смонтировали над пилоном крыловидную пластину. Назвать ее «антикрылом» нельзя, так как последнее служит для прижима соответствующей части судна к поверхности воды, а у нас пластина стояла под положительным углом атаки. Обдув «крыла» струей винта создавал на нем положительную подъемную силу.

В результате глиссер как бы разгружался по корме, причем движение становилось авто-стабилизированным. При подъеме носа сразу же возрастала и подъемная сила «крыла»; при опускании, наоборот, она уменьшалась. Когда нам удалось добиться от полукопии почти такой же скорости, какую развивают чисто спортивные модели, и стало понятно—устойчивость хода отличная, возникла мысль... переделать ее в радиоуправляемую.

А почему бы и нет? Скрупулезный разбор достоинств и недостатков схемы показал, что понадобится всего лишь установить на днище килевые пластины да смонтировать за пи- лоном гидроаэроруль поворота. Отсек под аппаратуру образовался прорезкой палубы и заполнением свободного подпалубного пространства плотным пенопластом.

Всю радиочасть решили разместить в единой герметичной коробке, имеющей лишь гермовыводы тяг и антенны. Сказано — сделано. Буквально через пару недель мы уже испытывали новую радиоуправляемую модель аэроглиссера на воде. Сразу же отметим: хотя мы и рассчитывали на высокую скорость хода, все равно она превзошла ожидания.

На гладкой воде или мелкой ряби глиссер легко выходит на режим 50 км/ч, а со спецтопливом и подобранным воздушным винтом преодолевает рубеж 60 км/ч. Оказалось, что простенькая модель в состоянии стать отличным тренажером и для опытного судомоделиста-радиста! К счастью, не оправдались опасения насчет боковой неустойчивости: практически на любой скорости хода можно уверенно водить микросудно на полных рулях.

Если отклонение гидроаэроруля находится в границах ±20° то при всем желании вам не удастся опрокинуть модель в повороте. Радиус циркуляции не превышает 1—1,5 м на полном ходу. Боковая устойчивость, как видно, обеспечивается большим разносом крыльевых поверхностей по ширине и низким положением мотоустановки.

Кстати, при таком коротком пилоне можно без опаски размещать топливный бак непосредственно за двигателем (поначалу для снижения центра тяжести мы собирались ставить бак в объеме корпуса, а топливо подавать к карбюратору под давлением; это могло принести множество хлопот с обеспечением устойчивого режима работы мотора).

Объема бака в 50 см3 хватает примерно на пять минут хода, что вполне достаточно для тренировочных заездов. Особо надо остановиться на системе крепления двигателя МК-17 на пилоне. Мы позаимствовали ее схему из публикаций в «М-К», посвященных бойцовым авиамоделям. Теперь мотор вообще не имеет привычных лапок картера, а к задней стенке его винтами МЗ привернуты два уголка из дюралюминия толщиной 1,5 мм.

По наклону мотор удерживается проволочным подкосом, одним концом привернутым к рубашке охлаждения цилиндра, а другим — к пилону. Кстати, для еще большей гарантированной продольной устойчивости можно склонить ось винта на радиоуправляемой модели вниз на 2°. А для компенсации момента от вращения винта направить ось не точно вперед, а сместить ее вправо на 2°. Точно подобрать эту величину лучше во время тренировочных заездов при нейтральном руле поворота.

Специально останавливаться на конструкции радиокордового глиссера нет необходимости — из рисунков и так все ясно. Технология изготовления, сборки и отделки не отличается от общепринятой в судомоделизме. О методах форсирования микродвигателя вы много узнаете, пролистав «М-К» за последние три-пять лет, не пропуская при этом и публикации для автомоделистов. Воздушный винт для скоростных заездов в радиоварианте судна — стеклопластиковый или деревянный, с уширенными лопастями, диаметром около 165 мм и шагом 150—170 мм.

В заключение — несколько слов о наших ближайших планах. В первую очередь — дооборудовать модель системой управления газом двигателя, основанной на дросселировании карбюратора по воздуху. Конечно, понадобится вторая рулевая машинка.

Но ее размещение не должно принести хлопот, так как при дисковых аккумуляторах Д-0,5 и приемнике, отрезанном от платы «Супранара», места в гермоблоке остается достаточно (мы пользуемся рульмашинка-ми кооперативного производства, сделанными по западным образцам со встроенной сервоэлектроникой, что при одноканальном управлении дает суммарную массу бортовой части аппаратуры около 250 г вместе с гермоблоком).

Второй стадией экспериментов станет размещение впереди корпуса перевернутого самолетного предкрылка. Смысл нововведения будет ясен, если вспомнить: подобная профилированная пластина в условиях самолета дает большую подъемную силу. А у нас она, наоборот, будет прижимать корпус к воде. Кроме того, воздушный поток разгоняется в щели между предкрылком и днищем корпуса, создавая эффект наддува.

Резкого нарастания подъемной силы на носу при его подбросе можно не бояться, так как увеличение «угла атаки» на подобной схеме приведет лишь к срыву обтекания. Для тех, кто полностью вкусит удовольствие «пилота» весьма скоростной модели глиссера с воздушным винтом, можем подсказать занятную идею.

Попробуйте спроектировать новый аппарат, пропорционально увеличив все его размеры на 20%. А затем... заменить МК-17 на хороший КМД-2,5! «Штучка» должна получиться необыкновенная: ведь мощность второго двигателя как минимум в три раза выше, соответственно резко возрастет и максимальная скорость. Желаем успехов!

(Автор: В. ВИКТОРОВ)

Основные размеры  самодельной модели  аэроглиссера

Основные размеры самодельной модели аэроглиссера. Габариты стабилизатора-крыла приведены для радиоварианта, на кордовом хорда в два раза меньше. Регулировка углов атаки подводных крыльев производится за счет их подгиба при жестком креплении либо перестановкой при разъемных узлах.

Конструкция корпуса модели  аэроглиссера

Конструкция корпуса модели аэроглиссера: 1 - носовая оконечность (липа), 2 — силовой борт (липа толщиной 5 мм на всей длине), 3 — килевые стрингеры (липа 2,5X2,5 мм), 4 — килевая пластина (фанера 1,5 мм), 5 — передний шпангоут (фанера 1 мм), 6 — пенопластовый заполнитель, 7 контур отсека блока аппаратуры, 8 — реданный полушпангоут (липа 3 мм), 9 - промежуточный шпангоут (липа 2 мм), 10 — днищевая обшивка (фанера 0,8 мм), 11 — задний шпангоут (липа 3 мм), 12 — усиление стыка (липа 2,5Х2,5 мм), 13 — стенки (липа 2 мм), 14 — транец (фанера 1,5 мм), 15 — килевая рейка, 16 — элементы полутоннеля (фанера 0,8 мм), 17 — палуба (фанера 0,8 мм). Тонкая фанера при необходимости может быть получена прошкуриванием фанеры толщиной 1,2 мм либо заменена на переклей на эпоксидной смоле из соответствующего числа слоев ватмана.

Конструкция пилона модели  аэроглиссера

Конструкция пилона модели аэроглиссера: 1 — боковина (фанера 1,2 мм), 2 — корпус (фанера 4 мм), 3 — накладка (фанера 4 мм), 4 — шайба (фанера 2,5 мм), 5 — гнездо винта крепления двигателя (стальная трубка, перед заклейкой обмотать нитками). Детали 1, 3 и 4 — с обеих сторон корпуса.

Топливные бак

Топливные бак (прозрачный целлулоид). Трубки резиновые с металлическими вставками.

Чертежи моделей кораблей