МОДЕЛЬ ГОНОЧНОГО АЭРОГЛИССИРА

В нашей сегодняшней публикации рассказывается именно о такой радиоуправляемой гоночной моделью модель аэроглиссера — с двигателем от «жигулевского» привода насоса омывателя стекла.

При проектировании аэроглиссера следует иметь в виду, что на ее ходовые качества будут влиять не только обводы корпуса, но и аэродинамика модели. Для получения максимальной тяги винта необходимо правильно направить поток воздуха, как перед пропеллером, так и за ним.

Обводы передней части аэроглиссера не должны вызывать срыв набегающего воздушного потока, а задней — не «запирать» его: это может существенно уменьшить тягу винта и, соответственно, скорость модели.

Использование насоса омывателя позволяет решить проблему, связанную с расположением силовой установки на глиссере: благодаря удлиненному валу мотора удастся существенно снизить центр тяжести суденышка. Например, так, как это показано на приведенных здесь чертежах. Изготовление аэроэлектроглнесера лучше всего начать с корпуса.

Его каркас собирается из носовой поперечины (сосновая рейка), пары боковин, четырех шпангоутов и транцевой доски (липовые пластины толщиной 5 мм) и обшивается фанерой толщиной 1 мм. В шпангоутах необходимо предусмотреть отверстия-шпигаты а в задней части — еще одно, заглушённое пластиковой пробкой: при попадании в корпус воды ее можно будет легко удалить.

Для обеспечения водостойкости корпус изнутри следует покрыть двумя-тремя слоями паркетного лака. Палуба — из 1-мм фанеры, съемная, что обеспечивает доступ к приемнику, батареям аккумуляторов, рулевой машинке и механизму рулевого управления.

К корпусу палуба крепится винтами со сферической головкой. Обтекатель двигателя — выклей-ка по гипсовой болванке из стеклоткани и эпоксидной смолы. Каркас каждого из боковых поплавков состоит из стенки, транцевой доски и двух шпангоутов (фанера толщиной 3 мм).

Обшивка палубы, днища и борта — из фанеры толщиной 1 мм. Сборка осуществляется с помощью эпоксидного клея. В шпангоутах поплавков также следует предусмотреть пару отверстий-шпигатов, а в транцевой доске — отверстие с пробкой-заглушкой. Изнутри поплавки желательно тоже покрыть двумя-тремя слоями паркетного лака.

Стыковка боковых поплавков и корпуса производится с помощью пары винтов с гайками, при этом последние закрепляются изнутри, на силовых стенках поплавков эпоксидной шпаклевкой. На этапе отладки аэроглиссера надо фиксировать каждый из поплавков лишь одним винтом, и только после определения угла их установки относительно корпуса в процессе ходовых испытаний — укрепить окончательно.

Рулевое устройство — двухперьевое, состоит из пары дюралюминиевых рулевых кронштейнов и двух перьев, вырезанных из буковой пластины толщиной 4 мм.

Рулевые перья управляются продольными тягами, которые с помощью Г-образных двуплечих рычагов соединяются поперечными тягами с рулевой машинкой.

(Автор: И.ТЕРЕХОВ)

Геометрическая схема гоночной модели аэроглиссера

Компоновка аэроглиссера: 1 — внутренняя силовая стенка бокового поплавка (фанера s3); 2 — поперечина (сосна, рейка 10x15), 3 — обшивка палубы (фанера s3); 4 обтекатель (выклейка из стеклоткани и эпоксидной смолы; 5,7,15,27 — шпангоуты корпуса (липа, пластина s5); 6 — силовая установка (электропривод автомобильного омывателя стекла); 8,32 — задняя часть палубы (фанера s1); 9 — кок винта; 10 — воздушный винт диаметром 194; 11 — транцевая доска (липа, пластина s5); 12 — кронштейн рулевого устройства (дюралюминий, лист s3); 13 — рулевой вал (сталь, шпилька М4); 14 — рулевое перо (фанера s4); 16 — днище (фанера s1); 17 — рулевой Г-образный рычаг (дюралюминий, лист s3); 18 — кронштейн рулевого рычага; 19 — батарея аккумуляторов; 20 — рулевая машинка; 21 —транцевая доска бокового поплавка (фанера s3); 22,23 — шпангоуты бокового поплавка (фанера S3); 24 — днище бокового поплавка (фанера s1); 25 — борт бокового поплавка (фанера s1); 26 — приемник аппаратуры дистанционного управления; 28 — поперечная тяга рулевого управления (стальная вязальная спица диаметром 2) 29 — анкерная гайка (текстолит); 30 — силовая стенка корпуса (фанера s4); 31 — винт МЗ крепления палубы; 33 — продольная тяга рулевого управления (стальная вязальная спица диаметром 2); 34 — рулевой одноплечий рычаг (дюралюминий s2): 35 — палуба бокового поплавка (фанера s1)

Теоретический чертеж корпуса аэроглиссера

Чертежи моделей кораблей