МОДЕЛЬ РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО ГЛИССЕРА

(часть-1)

Модель радиоуправляемого глиссера часть - 1

Модель радиоуправляемого глиссера часть - 2

Конструкция скоростного радиоуправляемого глиссера. Прежде всего — о том, что такое радиоуправляемая судомодель (не копия!) по своей сути. Если отвлечься от остального, то это — средство для быстрейшего проведения по заданной на водной поверхности траектории... блока, состоящего из мотоустановки и бортовой радиоаппаратуры.

Столь неожиданное деление модели в целом на «средство» и «блок» вызвано тем, что на параметры последнего мы можем влиять лишь в небольших диапазонах характеристик мощности двигателя, данных гребного винта и масс силовой установки и радиоаппаратуры. Что же касается корпуса, то здесь допустимая широта конструкторского поиска намного больше.

Поэтому, чтобы психологически проще было воспринимать предлагаемые нововведения, условимся считать его «средством». Итак, «средство» для быстрейшего прохождения дистанции. Исходя из этого определения, какие же основные требования к нему необходимо предъявить в первую очередь? Главное — наибольшая эффективность использования мощности двигателя, как на прямых, так и криволинейных участках траектории, то есть минимальное сопротивление движению на всех режимах.

Подобные предпосылки ведут к тому, что в идеальном варианте корпус должен иметь минимальные размерения! Только тогда его масса и, следовательно, масса всей модели будет приближаться к оптимальным, обеспечивающим теоретически наименьшие потери при удержании модели на водной поверхности в режиме глиссирования. Однако этот вывод зачастую противоречит требованиям к поведению модели на виражах.

Самое интересное, что до последнего времени размерения радиоуправляемых глиссеров как раз и считались оптимизированными. Но проходит последний чемпионат мира, где фантастические результаты во всех классах показывают китайские спортсмены с непривычно малыми аппаратами, и... вот вам еще один факт ломки устоявшихся канонов проектирования!

Ведь до сих пор существовало убеждение, что нельзя (категорически!) обеспечить устойчивое движение ни облегченной, ни уменьшенной модели (по сравнению с теми, что применяются ведущими спортсменами). Не думаем, что моделисты из Китая не знали об этих канонах. Скорее всего, они попросту тщательно проанализировали возможности приближения к идеальному минимуму размеров и массы радиоуправляемой — и получили в итоге желаемый результат.

К сожалению, в процессе проектирования глиссера практически не учитывается, что при данной мощности двигателя и других неизменных параметрах модели ее масса имеет гораздо более важное значение, чем все остальное. Моделисты-спортсмены чаще всего идут «лобовым» путем, вновь и вновь форсируя мотоустановки.

И забывают при этом, что в условиях устойчивого глиссирования в рамках наших исходных данных совершенно безразлично, поднять ли мощность, например, в два раза либо облегчить катер во столько же раз — прирост скорости будет одинаков. Мало того, легкая модель глиссера намного выигрышнее и по динамике разгонов-торможений.

А последнее еще важнее по сравнению с абсолютной быстроходностью, так как чуть ли не половину дистанции радиоуправляемый глиссер проходит именно в таких переходных режимах. Большинство спортсменов знакомо с этим фактором, и вопрос обеспечения максимальной динамичности не требует дополнительной акцентации.

Радиоуправляемая модель глиссера с двигателем рабочим объемом 3,5 см3:

Радиоуправляемая модель глиссера с двигателем рабочим объемом 3,5 см3: 1 — батарея питания радиоаппаратуры, 2 — топливный бак, 3 — глушитель, 4 — двигатель, 5 — приемник, 6 — рулевые машинки аппаратуры, 7 — антикрыло (стабилизатор), 8 — отражатель, 9 — муфта сцепления.

Сравнительные характеристики крыловидных пластин различной формы

Сравнительные характеристики крыловидных пластин различной формы в плане, но одинаковой площади. Сверху — зависимость подъемной силы от угла атаки, снизу — «поляры» (зависимость подъемной силы и сопротивления). Пунктиром показан вариант пластины с профилем, имеющим значительную кривизну.

Поведение различных моделей  глиссеров при случайном подъеме носовой части корпуса глиссера

Поведение различных моделей глиссеров при случайном подъеме носовой части корпуса глиссера: А — обводы носовой части типа «спойлер», Б — обводы с поджатием кормовой части днища и носовым «турбулизатором», В — корпус уменьшенных размеров с антикрылом (стабилизатором). Внизу приведена формула для расчета максимальной подъемной силы, развиваемой нa крыловидной пластине на заданной скорости.

Стенд и модель-пуансон для отработки обводов глиссера

«Стенд» и модель-пуансон для отработки обводов глиссера. Деревянная рамка затянута тонкой резиновой пленкой.

Чертежи моделей кораблей