РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ ЭЛЕКТРОГЛИСЕР «МАМБА» КЛАССА FSR

Предлагаемая вниманию судомоделистов конструкция разработана и успешно испытана чехословацкими спортсменами. Основой для ее проектирования послужила модель класса F1E, с которой автор инженер Вл. Валента стал в недавнем прошлом чемпионом ЧССР.

Новый электроглиссер, получивший имя «Мамба» (африканское название небольшой чрезвычайно подвижной ядовитой змеи), помог чехословацкому спортсмену стать золотым призером чемпионата страны и в классе FSR. При этом Вл. Валента считает, что, несмотря на специализацию новой модели для условий длительных гонок, она сохранила «наследственные данные» и с успехом может использоваться и в классе радиоуправляемых электроходов F1E.

Для этого достаточно лишь увеличить количество аккумуляторов и установить более мощный электродвигатель. В основном же варианте (FSR) применен комплект из двадцати никель-кадмиевых аккумуляторов японской фирмы «Тамийя» и двигатель «Мабучи 540». Цельнобальзовый корпус «электрички» собирается из подготовленных элементов на ровной доске-стапеле килем вверх.

Центральная часть обшивки днища снаружи после вышкурнвания оклеивается на жидкой эпоксидной смоле тонкой стеклотканью удельной массой 110 г/м2, причем количество связующего должно быть минимальным. Поверхность дна не должна быть излишне гладкой; после отверждения смолы, пропитывающей внешнюю обшивку бальзовых пластин, структура ткани явно проступает.

Так добиваются турбулентного обтекания низа корпуса глиссера, что важно для достижения высоких скоростей. Остальные поверхности обтягиваются длинноволокнистой бумагой, укрепляющей мягкую поверхность бальзы и предохраняющей древесину от набухания. На оригинальных продольных реданах монтируются рейки — брызгоотбойники из твердых пород дерева треугольного сечения, а на бортовых скулах — бальзо-вые рейки сечением 10x10 мм.

Последние выполняют функции надежной защиты крайне облегченного корпуса при его ударах о стеклопластиковые жесткие корпуса моделей-соперников и дополнительно увеличивают эффективную ширину глиссирующей поверхности на низких скоростях. Размеры дейдвудной трубы не критичны.

Можно использовать заготовки внешним диаметром 4—5 мм, и внутренним — от 3 до 3,5 мм. Гребной вал изготавливается из высококачественной стальной проволоки диаметром 2 мм, при необходимости заготовка тщательнейшим образом выравнивается. Со стороны гребного винта конец вала несет напаянный переходник с внешней резьбой М4.

Несмотря на то, что ось гребного вала совпадает с осью якоря электродвигателя, между ними обязательно вводится небольшой карданный шарнир. В дейдвудной трубке вал устанавливается на двух фторопластовых втулках-подшипниках. Полость дейдвуда заполняется трансмиссионным маслом во избежание проникновения воды внутрь корпуса. Блок силовых аккумуляторов разделен на две полусекции, которые размещаются на днище корпуса и от смещений предохранены легкими пенопластовыми блоками.

Для соединений силовых цепей (аккумуляторы — выключатель — двигатель) используется гибкий кабель с сечением проводника не менее 2,5 мм2 в надежной изоляции. Для управления моделью может подойти любая аппаратура с двумя рулевыми машинками. Антенна приемника укорачивается до 100 мм, и ее конец оборудуется микроштеккером.

Гнездо ответной части заделывается на корпусе, являясь одновременно держателем стальной штыревой антенны из проволоки диаметром 0,5 мм. Гребной винт подбирается в зависимости от характеристик ходового электродвигателя. Для мотора «Мабучи 540», запитываемого от 10—15 никель-кадмиевых аккумуляторов, и условий длительных гонок хорошо подходит винт фирмы «Граупнер» типа R35, либо другой (а также самодельные винты) диаметром 35 мм и шагом около 30 мм.

КОМЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Модель чемпиона ЧССР Вл. Валенты представляет интерес простотой конструкции и оригинально решенными и легко воспроизводимыми обводами глиссирующей поверхности днища корпуса. Рекомендовать чертежи этой модели можно прежде всего моделистам среднего класса, для которых повторение других экстра аппаратов непосильно либо по соображениям недоступности материалов, либо из-за уникальности использованных при их постройке технологий. Рассматриваемый вариант — далеко не единственный.

Если поиск бальзы для корпуса в конце концов, оказался бесплодным, рекомендуем пойти на некоторое увеличение массы корпуса. Это, правда, вызовет необходимость снижения числа силовых аккумуляторов и, как следствие, падение скорости или времени хода без смены комплекта питания электродвигателя. Зато в таком варианте удастся все бальзовые детали заменить... картонными! Вспомните удачную разработку, приведенную в журнале (см. «М-К» № 4 за 1936 год). Т

ам можно найти подробные советы по постройке серьезной модели из кажущегося несерьезным материала. Кстати, сразу же надо упомянуть: в некоторых иностранных журналах, давших перепечатку из «Моделиста-конструктора», вследствие неточного перевода «электрокартон» превратился в гетинакс или текстолит! Такая замена совершенно не допустима.

Надежность склейки подобных пластиковых деталей минимальна, масса же их выходит за все мыслимые рамки. Необходимо также четко следовать и рекомендациям по отделке корпуса лаками. После неточного перевода на иностранные языки двухкомпонентный паркетный лак, аналогичный по свойствам эпоксидным смолам, почти насквозь пропитывающий изнутри картон готового корпуса, стал... двумя слоями обычного лака, накладываемыми снаружи! Возвращаясь к названию «электрокартон», отметим, что единственно допустимый синоним — «прессшпан».

Если не брать в расчет гонку за суперрезультатами, можно пойти и на замену блока никель-кадмиевых аккумуляторов. Здесь необходимы эксперименты. Можем лишь подсказать направление поиска: использование для питания больших круглых батарей-элементов типа Р20.

Из всех других распространенных батарей эти, сделанные вначале лишь для «китайских» фонариков, сегодня стали лучшими по удельной энергоемкости. Так, свежие батареи в металлическом корпусе имеют после изготовления емкость 3,2— 3,5 А • ч при массе немногим более 100 г и токе короткого замыкания свыше 10 А (последнее число свидетельствует о низком внутреннем сопротивлении элемента).

(Автор: В. АРТАШЕВ, инженер)

Радиоуправляемая модель глиссера с электродвигателем

Радиоуправляемая модель глиссера с электродвигателем: 1 — плата рулевых машинок (фанера 2 мм), 2 — кронштейн таблички стартового номера (дюралюминий 1 мм). 3 — палуба (бальза 2 мм), 4 — продольная переборка (бальза 2 мм, прерывистой штриховкой показан контур детали), 5 — крышка отсека (пластик 0,3—0,5 мм), 6 — носовая косынка (бальза 3 мм). 7 — ложементы (фанера 5 мм), 8 — карданный шарнир, 9 — боковая часть обшивки днища (бальза 2 мм), 10 — средняя часть обшивки днища (бальза 2 мм и стеклоткань), •11 — центральная переборка (бальза 2 мм), 12 — дейдвудная труба (латунь, сталь диаметром 5 X 0,75). 13 — зализ дейдвуда (фанера 2 мм), 14 — переходник (бронза), 15 — перо руля (латунь 1 мм), 16 — основание трубки баллера (фанера 5 мм), 17 — вставка (бальза 2 мм), 18 — борт (бальза 2 мм), 19 — трубка сброса воды охладжения (медь диаметром 4 X 0,5), 20 — трубка забора воды охлаждения (медь диаметром 4 X 0,5), 21 — косынка поддержки трубки баллера руля (фанера 5 мм), 22 — скуловые накладки (бальза), 23 — штеккер антенны, 24 — продольный редан (береза, рейка 3X3 мм), 25 — трубка баллера руля (дюралюминий). 26 — кабанчик баллера (дюралюминий). Шпангоуты 1 — 5 выполняются из бальзы 2 мм, прерывистой линией со звездочками показаны удаляемые после сборки корпуса участки.

Чертежи моделей кораблей