МОДЕЛИ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫХ ГЛИССЕРОВ
КЛАССА ФСР-Н6.5 и ФСР-Н3.5

Для моделистов, заинтересовавшихся новым классом моделей радиоуправляемых глиссеров, наверняка окажется полезным рассказ о первых экспериментах с моделью ФСР-Н6.5 чехословацкого спортсмена Франтишека Тучека. Едва прослышав о возможности утверждения классе Н комиссией НАВИГА, он тут же решил попробовать свои силы в постройке и вождении микросудна-скутера.

При проектировании помощь оказали чертежи, присланные Франтишеку шведским моделистом А. Идергердом. Работа над крайне простым глиссером заняла совсем немного времени — ведь вся модель представляет собою набор плоских грене вплоть до обтекателя дейдвуде. Сложность заключалась в другом. Не было никакого опыта в «пилотировании» подобных радиоуправляемых. Предварительно Франтишеку удалось лишь узнать, что новая модель в два (!) раза быстроходнее других представителей класса 1 с двигателем одинаковой кубатуры.

Поэтому основное внимание было уделено отладке стабильности движения на трассе и доводке ее характеристик. При этом надо упомянуть, что на 3/4 газа скутер идет со скоростью 80—90 км ч. Во многом поведение модели определяется отладкой двигателя и подбором гребного винта. Главная задача — не дать возможности глиссеру прилипать к воде, на абсолютно ровном «зеркале» он явно снижает скорость и хуже управляется, чем на мелкой волне.

Гребные винты на новой модели глиссера работают в попупогружном режиме (корме буквально «сидит не винте), поэтому по сравнению с принятыми нужны более тяжелые винты (конечно, не по мессе, в по гидродинамической нагрузке). Так, например, если двигатель рабочим объемом 6,5 см3 не модели 1 хорошо работает с винтом диаметром 45 мм (типа «X» фирмы Граупнер), то на глиссере Н6,5 лучше применить винт диаметром 55—60 мм и шагом 84—93 мм.

На высоких скоростях для подобной «трехточки» характерна низкая управляемость по сравнению с классическими глиссерами, поэтому работа карбюратора двигателя должна быть безупречной — на виражах приходится убирать газ. Правые повороты удаются легко, этому способствует размещение, кипя, руля и действие крутящего момента двигателя. В левую сторону удается лишь незначительная корректировка траектории движения.

Запуск модели класса глиссера ФСР-Н напоминает старт кордовых скоростных, механик после небольшого прибавления газа двигателя должен плавно, с разгоном «притереть» судно к воде, модель мгновенно выходит на глиссирование и набирает скорость. При ошибках механика «скутер» начинает скакать по воде в разные стороны, однако склонности к переворачиванию у него не замечено. Хорошему запуску может помочь подбор положения центра тяжести радиоуправляемой.

 

Радиоуправляемая модель глиссера класса ФСР-Н6.5

Радиоуправляемая модель глиссера класса ФСР-Н6.5 1 — передний поплавок, 2 — носовая часть корпуса, 3 — щиток-обтекатель, 4 — калильный микродвигатель, 5 — трубка сброса воды охлаждения двигателя, 6 — резонансная выхлопная труба, 7 — хомут крепления хвостовой части трубы, 8 — перо руля, 9 — гребной винт, 10 — дейдвуд, 11 — корпус, 12 — перо бокового киля, 13 — кронштейны боковых поплавков, 14 — карданный шарнир, 15 — кронштейн крепления дополнительного бокового киля, 16 — прозрачная крышка герметичного отсека радиоаппаратуры.

 Радиоуправляемая модель глиссера класса ФСР-Н3.5

Радиоуправляемая модель глиссера класса ФСР-Н3.5 1 — передний поплавок (выклейка из стеклоткани на эпоксидной смоле), 2 — поперечина (Д16Т, труба 0 9 мм), 3 — киль поплавка (Д16Т листовой), 4 — стенка корпуса (бальза 6 мм), 5 — обтекатель двигателя (стеклопластиковая выклейка), 6 — кормовой поплавок (выклейка из стеклоткани на эпоксидной смоле), 7 — ось поворота поплавка, 8 — перо руля, 9 — гребной винт, 10 — гибкий вал, 11 — верхняя обшивка (фанера 1,5 мм), 12 — крышка отсека аппаратуры (оргстекло), 13 — шпангоут крепления оболочки гибкого вала (фанера 2 мм), 14 — узел связи вала с двигателем, 15 — силовая стенка борта (фанера 1,5 и 2 мм), 16 — моторама, 17 — шпангоут (фанера 1,5 мм), 18 — обшивка корпуса (фанера 1,5 мм), 19 — кронштейн подшипника, 20 — монтажный швеллер (латунь), 21 — тяга привода руля, 22 — шланг подвода охлаждающей воды к двигателю, 23 — кронштейн подшипник 24 — винт фиксации поплавка по углу атаки. 25 — баллер, 26 — труба забора охлаждающей воды, 27 — подшипник гребного винта. Ось вращения гребного винта расположена ниже днища корпуса на 16 мм, нижний обрез кормовых поплавков ниже днища корпуса на 13 мм, отклонение оси гребного винта вниз — 2°. Основные принципы отладки модели и ее запуска аналогичны варианту с двигателем рабочим объемом 6,5 см3.

Чертежи моделей кораблей