МОДЕЛЬ РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО ГЛИССЕРА КЛАССА F1-V5

Корпус модели радиоуправляемого глиссера выклеен в матрице и состоит из внешней и внутренней стеклопластиковых обшивок, между которыми в процессе выклейки размещается слой пенопласта. Подобная «сакдвичевая» конструкция обеспечивает минимальную массу корпуса при его высокой жесткости к прочности, позволяет заглушить шум двигателя.

Естественно, существенное снижение уровня шума возможно лишь при полной уборке мотоустановки в объем корпуса. Такой же эффект достигается и размещением резонансной выхлопной трубы в объеме кормового отсека. Обратите внимание на малые размеры продольных реданов корпуса. Как показали заезды, они оптимальны и обеспечивают отличное прохождение не только прямых участков дистанции, но и поворотов.

Технология изготовления корпуса глиссера необычна. Подготовленная к выклейке матрица, смазанная разделительным составом (возможно использование «Эдельвакса»), покрывается тонким слоем эпоксидной смолы из расчета примерно 50 г на одну выклейку. В смолу можно добавить пигмент или краситель, что избавит от лишней операции по окраске готового корпуса.

Сразу же после о в матричные углубления под реданы укладывают пропитанные смолой стекложгуты и ко всей матрице притирают два слоя предварительно пропитанной стеклоткани толщиной 0,1 и 0,2 мм. (Соотношение эпоксидной смолы, идущей на пропитку, и сухой стеклоткани 1 : 1.) Затем выкладывается пенопластовая прослойка (пенопласт ПХВ-1 толщиной 3 мм). Отдельные ее листы необходимо подогнать друг к другу еще перед началом работы над корпусом. Напоследок переформовывается внутренняя обшивка — стеклоткань толщиной 0,3 мм, и вся матрица помещается в герметичный полиэтиленовый мешок.

Через заделанную в пленке трубку из него отсасывается воздух. В вакууме заготовка корпуса (обе половины — верхняя и нижняя) выдерживаются сутки, после чего извлекается из матрицы и обрезается по контуру. В днище вклеиваются стеклотекстолитовые шпангоуты и транец толщиной 1,5 мм. Возможно применение более легких «Сэндвичевых» конструкций типа стеклоткань — пенопласт — стеклоткань, они к тому же надежнее приклеиваются к обшивке корпуса.

В транце и заднем шпангоуте подготавливаются отверстия, в которые устанавливают стеклопластиковую трубу — канал под резонансную- выхлопную трубу. По контуру будущей крышки мотоотсека и под переломом по контуру палубы в кормовом отсеке вклеивается вертикальные стенки, обеспечивающие герметичность отсеков и жесткость обо-почки корпуса. В его верхней половине прорезают окна, по их периметру из обшивки выскабливается пенопласт на глубину 1,5—2 мм, и в этот паз укладывается стекложгут со смелой.

Крышка мотоотсека ( вырезанный участок корпуса) навешивается на петлях. Крышка отсека радиоаппаратуры — из листового материала. Ее уплотнение сзади — это спой затвердевшего под прижатой крышкой герметика, спереди — свешивающийся на 3—4 мм по контуру люка лист резины, на который ложится крышка мотоотсека. Половины корпуса соединяются на клею после установки и подгонки всей «начинки» модели. Силовая установка модели глиссера — модифицированный двигатель ОПС-2 с рабочим объемом 5,0 см3 с водяным охлаждением;

Переделке подвергся носок, на нем теперь крепят корпус редуктора с двумя монтажными лапками, и задняя стенка картера, несущая одну лапку. Одноступенчатый редуктор с цилиндрическими косозубыми шестернями имеет межосевое расстояние, равное 24 мм, модуль зубьев — 1, передаточное число — 1,3, 1,48 или 1,61. Подбор последнего осуществляется во время тренировок путем замены пар шестеренок. Соединение гребного вала с ось» ведомого зубчатого колеса простое: на первом сделана лыска, в нее входит винт М4, установленный во втулке колеса. Вал 0 3 мм выполнен из прутковой легированной стали, термообработанной до твердости HRC 52—56.

Дейдвуд — нержавеющая сталь, трубка 06Х1.Гребной винт диаметром 50 мм и шагом 70 мм изготовлен из стали 65Г. Силовая установка крепится на корпусе в трех точках. Каждый узел представляет собой винт М 4, проходящий вместе с усиливающей его втулкой через резиновые шайбовые амортизаторы, между которыми вводятся лапки двигателя.

Ввинчивается он в гайки, закрепленные на корпусе смесью рубленого стекловолокна со смолой. Амортизаторы вырезаны из листовой пористой резины толщиной 5 мм, при сборке она сжимается до толщины 3 мм. Резонансная выхлопная труба двигателя поддерживается в корме модели хомутом, фиксируемым на уголке транца, от касания о стенки канала корпуса ее предохраняет пента термостойкой губчатой резины.

Учтите, что щель между этими деталями не должна быть закрыта полностью — это единственный выход охлаждающего воздуха. Такая же термостойкая резина уложена между хомутом и выхлопной трубой. Бачок цилиндрической формы объемом 100—150 см3 спаян из тонкого листового металла. О переднем торце по оси бака закреплена выступающая с обеих сторон стенки питающая трубка. На ее конец, находящийся в полости бака, надета эластичная резиновая трубка с тяжелым латунным шарообразным заборником топлива. Другой вариант бачка — полиэтиленовым флакон емкостью около 150 см3.

Тщательно отмыв емкость, в ее горловину вставляют пробку, выточенную из металла заодно с двумя штуцерами. Диаметр цилиндрического участка пробки на 0,3—0,4 мм больше проходного сечения горловины. Это обеспечит герметичность бака. Не забудьте оставить ив внутреннем крае пробки полукруглый поясок, повышающий надежность соединения.

В баке любого варианта, в его верхней передней части монтируется штуцер наддува. В металлическом — это запаянный отрезок медной трубки, в полиэтиленовом — доработанный винт 5 с гайкой. Такой же штуцер-винт вклеивается вместе с гайкой в резонансной выхлопной трубе у места перехода первого ее конуса в участок максимального сечения. Именно отсюда идет отбор давления для наддува бака.

На модели используется так называемая управляемая игла жиклера — обычный жиклёр, но установленный вне двигателя (что уменьшает связанное с вибрациями пенообразование). Положение иглы, определяющее расход топлива и режим двигателя, может регулироваться во время заезда с помощью дополнительной рулевой машинки радиоаппаратуры.

С баком и двигателем жиклер соединим шлангами. В кормовой части днища за гребным винтом размещен руль поворота. Нетрадиционная его форма обусловлена стремлением получить момент, накреняющий судно во внутреннюю сторону круга разворота. Дело в том, что потеря скорости при подобном вираже будет меньше, чем у модели с дифферентом в таком же повороте во внешнюю сторону, из-за меньшего гидравлического сопротивления.

Как показали заезды, применение подобного лепесткового руля достаточно эффективно. Двигатель, кроме конструктивных переделок, подвергся и ряду доработок, повышающих максимальную мощность се никого образца. Но даже нефорсированный мотор позволяет с моделью, а ной схемы проходить дистанцию с результатом 16 с. Масса модели с пустым баком 2,7 кг. Часть ее составляет балласт, необходимый для центровки судка.

От точности балансировки в большой степени зависит режим глиссирования. Центр тяжести смещен в сторону от оси корпуса намеренно. Это позволяет в значительной степени скомпенсировать вредное влияние вращающего момента, создаваемого гребным винтом. При пробных запусках подберите положение транцевой плиты. На «тихой» воде она немного поднимается вверх с помощью, установленного на подкосе тандера. Подъем плиты улучшает выход на глиссирование. А при значительной волне ее лучше приспустить, обезопасив, таким образом, модель от взлета из-за неожиданного удара волны под днище.

(Автор: А. МИТР0ШКИН, С. ЧУХ0ЛЕНК0)

Скоростная радиоуправляемая модель глиссера

Рнс. 1. Скоростная радиоуправляемая модель глиссера: 1 — резонансная выхлопная труба, 2 — хомут крепления выхлопной трубы, 3 — канал под выхлопную трубу, 4 — задний шпангоут, 5 — заборник воздуха, 6 — передний шпангоут, 7 — силовая установка, 8 — гребной вал, 9 — дейдвуд, 10 — гребной винт, 11 — руль поворота, 12 — транцевая плита, 13 — подкос с тандером, 14 — кронштейн крепления хомута, 15 — крышка отсека радиоаппаратуры, 16 — топливный бачок, 17 — управляемая игла жиклера, 18 — крышка люка мотоотсека, 19 — зашелка, 20 — продольная стенка корпуса.

Редуктор

Рис. 2. Редуктор: 1—маховик, 2—ведущая шестерня (сталь 40Х HRC 45—50), 3—конус, 4—носовой подшипник двигателя, 5 — носок двигателя, 6 — коленчатый вал двигателя, 7 — корпус редуктора, 8—гребной вал, 9—направляющая втулка, 10—шарикоподшипник 7X17, 11—ведомое зубчатое колесо (сталь 40Х HRC 37—42), 12—втулка, 13—винт крепления гребного вала.

Узел крепления силовой установки

Рис. 3. Узел крепления силовой установки: 1 — стенка корпуса, 2 — смесь рубленой стеклонити с эпоксидной смолой, 3 — гайка, 4 — лапка мотоустановки, 5 — резиновая шайба, 6 — резиновая трубка, 7 — винт, 8 — втулка.

Топливный бачок мягкого типа

Рис. 4. Топливный бачок мягкого типа: 1 — пробка, 2 — флакон, 3 — штуцер подвода давления наддува, 4 — забор-ник-груз, 5 — резиновая трубка.

Трасса  движения    скоростных радиоуправляемых моделей глиссеров

Рис. 5. Трасса движения скоростных радиоуправляемых моделей глиссеров : 1 — мостик, 2 — буйки трассы моделей группы F1, 3 — траектория движения модели, 4 — столик шумометриста.

Чертежи моделей кораблей