МОДЕЛЬ СКОРОСТНОГО РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО ГЛИССЕРА С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ КЛАССА F-1 МАССОЙ СВВЫШЕ 1 КГ

Модель , которой пойдет речь, относится и классу скоростных радиоуправляемых моделей глиссеров с электродвигателем общей массой свыше 1 кг (F1-E>1 кг). По классификации Все-мирного объединения судомоделизма и судомодельного спорта (НАВИГА) она относится к классу управляемых по радио. Этот самый многочисленный класс моделей обозначается латинской литерой F и цифровым индексом.

Для моделей класса F1 (F1-V2,5; F1-V5; F1-V15: F1-E>1 кг) основное требование — выполнить «рейс» за минимальное время: победителя определяют по заезду, в котором судомодель показала наименьшее время прохождения дистанции. Форма корпуса у таких моделей практически одинакова — днище с переменкой килеватостью, продольными реданами и скулами той или иной формы. В качестве двигателя в классе F1-V2.5 применяют ДВС объемом до 2,5 см3, работающий на водяной или воздушный винт, в классе F1-V5 — от 2,5 до 5 см3, в классе F1-V15 — от 5 до 15 см3, в обоих последних случаях работающие на водяной винт.

Корпус модели яыклеен на матрице из двух слоев стеклоткани толщиной 0,3 мм и эпоксидной смолы. Переборка и транец вырезаны из пенопласта марки ПХВ-1, а задвигающаяся крышка кокпита — из стеклотекстолита толщиной 0,6 мм. Гребной винт — переменного шага: у ступицы 6S мм, а на концах лопастей 75 мм. Диаметр винта — 52 мм. Изготовлен на фрезерном станке из дюралюминия марки Д16Т. Дейдвуд выполнен, задело из дюралюминия Д16Т.

Вал — из пружинной проволоки диаметром 3 мм. Последний вращается, а подшипниках № 10 000 83 с внешним диаметром 7 мм. Электродвигатель судна самодельный; его наружный диаметр получился равным 52 мм, масса — 740 г, возбуждается он от постоянных магнитов марки КС37. Мощность около 1400 Вт, частота вращения равна 14 тыс. об/мин. Аккумуляторная батарея состоит из 22 элементов СЦС-3, ток 63 А,

Модель глиссера оборудована переключателем на две скорости: малой — с питанием двигателя от 11 секций и полной — от 22 секций. Радиоаппаратура управления моделью — японская система «футабе», приемник экранирован. Стартовая масса электрохода — 3400 г, время прохождения дистанции —-17,3 с Изготовив по чертежам подобную модель, проведите ходовые испытания. Несколько советов по эксплуатации.

Перед запуском проверьте работу аппаратуры с включенным двигателем. При первых пусках на воде {на малой скорости) угол перекладки руля составляет около 25° в обе стороны, а при выходе модели на полную скорость этот угол следует уменьшить. Если при следовании на расчетной скорости модель не идет по прямой, используйте триммер, а после очередного запуска верните триммер в нейтральное положение» оставив руль в том положении, которое было при запуске. Помните, что скорость модели зависит от положения центра тяжести (ЦТ), она возрастает при смещении последнего к корме.

Однако большое перенесение ЦТ назад чревато потерей остойчивости. Для компенсации крутящего момента винта ЦТ смещается с диаметральной плоскости на величину, определяемую экспериментально. Той же цели служит отклонение вниз транцевой плиты. Учтите только, что может возникнуть дифферент на нос.

Описываемая модель не имеет положительной плавучести, и, если ее корпус окажется пробитым, она наберет воды и окажется на дне. Чтобы облегчить ее поиск, модель следует снабдить спасательным буем. На случай опрокидывания модели глиссера вверх килем аккумуляторную батарею закрепите упорами из пенопласта и резиновыми жгутами.

(Автор: Д. ЛАНЦМАН, мастер спорта СССР международного класса, чемпион СССР 1981 года, г. Киев)

Скоростная радиоуправляемая модель глиссера

Скоростная радиоуправляемая модель глиссера: 1 — силовой электродвигатель, 2 — муфта, 3 — коммутатор, 4 — коробка силовых аккумуляторов, 5 — резиновые жгуты, 6 — аккумулятор питания радиоаппаратуры, 7 — рулевая машинка, 8 — приемник, 9 — гребной винт, 10 — перо руля, 11 — продольный редан, 12 — антенна приемника, 13 — корпус, 14 - сдвигающаяся крышка кокпита, 15 — транцевая плита.

Чертежи моделей кораблей