МОДЕЛЬ ГЛИССИРА-КАТАМАРАНА С РЕЗИНОМОТОРОМ

Глиссеры почти не отличаются по конструкции — разве что вариант с гребным винтом значительно уже аэроглиссера. И тот и другой — катамараны: состоят из двух корпусов, каждый из которых собирается из пары полутора- или двухлитровых бутылок. Чтобы состыковать их, потребуются лишь болтик с резьбой М5, гайка, две стальные шайбы и одна резиновая. При соединении двух бутылок донные выступы одного сосуда попадают во впадины другого.

Такая стыковка пары в единый корпус получается весьма жесткой и к тому же обеспечивает абсолютно точную соосность цилиндрических сосудов. Для такой стыковки потребуются также отвертка с удлиненным стержнем и длинный торцевой ключ. Сделать такую отвертку—не проблема.

А для ключа придется подобрать подходящую стальную трубку с внутренним диаметром около 1,1 S, где S — размер под ключ. Внутренний шестигранник можно отформовать в трубке с помощью такой же гайки — нужно только молотком забить ее в трубку, затем обстучать заготовку по граням для получения ключа и выбить гайку-пуансон. Чтобы ввести внутрь бутылок болтик, гайку и шайбы, их следует «приклеить» к инструментам обычным пластилином.

Резиновая шайба устанавливается при сборке между донышками сосудов—она обеспечит герметичность корпусов. Подготовленные таким образом корпуса соединяются в единый катамаран с помощью двух привинчиваемых к пробкам поперечин, вырезанных из березовых дощечек толщиной 15 мм. В пробках передних бутылок целесообразно закрепить не просто болтики, а вентили велосипедных камер.

С их помощью корпуса не только соединяются с поперечинами, но и могут быть накачены велонасосом, чтобы создать внутри избыточное давление — это повысит их жесткость. В передней части каждого из корпусов желательно закрепить подобие фонаря гонщика — сделать его можно из подходящего пластикового сосуда—например, из-под шампуня или моющего средства. Крепление «фонаря» к корпусу — с помощью узкой полоски скотча.

Нужно лишь предварительно нанести слой клея «Момент» на пластиковые детали и подождать, пока он окончательно засохнет, — в противном случае через несколько дней скотч отклеится от пластика. На задней поперечине закрепляется кронштейн дейдвудной трубы, согнутый из листового дюралюминия толщиной 2 мм, а в нем — стальная дейдвудная труба. В последнюю вставлен «подшипник» — пластиковая втулка (отрезок стержня гелевой шариковой ручки).

Гребной винт диаметром 60 мм и шагом 25 мм — четырехлопастный, деревянный (березовый); он состоит из ступицы и вклеенных в нее на эпоксидной смоле лопастей. После окончательной обработки винт покрывается несколькими слоями паркетного лака. Вал винта — из стальной проволоки диаметром 2,5 мм.

Резиномотор сделан из авиамодельной резины. Для того чтобы изготовить его, между двумя гвоздями, забитыми в подходящую доску на расстоянии 650 мм друг от друга, наматывается круглая авиамодельная резина — ее масса должна составлять около 40 г. В передней и задней частях резинового жгута с помощью прочных швейных ниток оформляются петли под крючок вала винта и под передний крючок.

После изготовления резиномотор следует вымыть с мылом, высушить и слегка смазать касторовым маслом. Между пусками глиссера резиномотор рекомендуется хранить в герметично закрытом полиэтиленовом пакете. Закручивать резиномотор удобнее всего с помощью обычной ручной дрели.

Как уже упоминалось, корпус аэроглиссера отличается от корпуса суденышка с гребным винтом лишь шириной. Воздушный винт для аэроглиссера можно сделать из липового бруска в соответствии с теоретическим чертежом. Вогнутые части винта проще всего обрабатывать миниатюрной циклей или осколками стекла подходящей кривизны. После окончательной отделки винт желательно отбалансировать — насадить на вязальную спицу, а последнюю установить на двух одинаковых брусках или линейках, расположенных на горизонтальной плоскости (столе).

Более тяжелая лопасть при этом постепенно сошлифовывается с помощью шкурки: правильно отбалансированный винт не должен отклоняться в любом положении. Готовый пропеллер покрывается несколькими слоями паркетного лака. Вал винта выгибается из стальной проволоки диаметром 2,5 мм.

Между втулкой задней бобышки и винтом устанавливается гладкая латунная шайба. Воздушный винт шарнирно закреплен в пластиковой втулке, вклеенной в деревянную бобышку. Последняя же закреплена нитками и клеем на продольной рейке, а та — на передней балке глиссера и на А-образной опоре, установленной на задней балке. Сама же опора собрана из двух сосновых реек, соединенных накладками из 3-мм фанеры.

Резиномотор для аэроглиссера сделан так же, как и для модели с гребным винтом. В задней части глиссеров устанавливаются рули, согнутые из листового дюралюминия толщиной 2 мм. При отделке глиссеров имеет смысл воспользоваться цветным скотчем.

(Автор: И.ТЕРЕХОВ)

Резиномоторный глиссер-катамаран с гребным винтом

Резиномоторный глиссер-катамаран с гребным винтом: 1 — задняя поперечина; 2 — гребной вал; 3 — правое рулевое перо; 4— резиномотор; 5 — задняя часть корпуса; 6 — «фонарь»; 7 — передняя часть корпуса; 8—передний крючок резиномотора; 9 — передняя поперечина; 10 — кронштейн дейдвуда; 11 — винт М4 с гайкой; 12 — левое рулевое перо; 13—гребной винт; 14 — гайки вентиля; 15 — шайба; 16 — вентиль от велокамеры; 17 — пробка; 18 — болт М5 с гайкой; 19 — резиновая шайба; 20 — стальные шайбы

Резиномоториый глиссер-катамаран с аэродвижителем

Резиномоториый глиссер-катамаран с аэродвижителем: 1 — фанерная накладка; 2 — левое рулевое перо; 3 — опора воздушного винта; 4 — задняя поперечина; 5 — правое рулевое перо; 6—резиномотор; 7 — вал воздушного винта; 8 — бобышка; 9 — воздушный винт; 10 — продольная рейка резиномотора; 11 — задняя часть корпуса; 12 — передняя часть корпуса; 13 — «фонарь»; 14 — вилка крепления продольной рейки; 15 — передняя поперечина

Теоретический чертеж воздушного винта

Чертежи моделей кораблей