МОДЕЛЬ СКОРОСТНОГО РАДИУПРАВЛЯЕМОГО ГЛИССЕРА

Скоростные радиоуправляемые модели с электроприводом весьма популярны и у судомоделистов-новичков, и у маститых спортсменов.

Этому в немалой степени способствуют лаконичные внешние формы гидроглиссеров-прототипов, что упрощает проектирование, позволяет мастерить модели из разнообразных материалов и использовать при их изготовлении самые различные технологические приемы — в зависимости от опыта, наличия тех или иных материалов и готовых комплектующих элементов (двигателя, бортовой аппаратуры и аккумуляторов).

Предлагаем один из простых вариантов модели панельной конструкции. Центральный корпус такой модели представляет собой жесткий короб с плоскими панелями-боковинами. Каждая из панелей изготавливается из фанеры толщиной 1 мм, оконтуренной сосновыми рейками 4x4 мм, и пенопластового заполнения.

Монтаж панелей производится на ровной доске (стапеле), склейка — эпоксидной смолой, выдерживание до полимеризации смолы — под прессом. После склейки и отделки панели стыкуются с помощью сосновых реек сечением 4x4 мм.

В задней части корпуса устанавливается транцевая доска из 5-мм фанеры, в передней — сосновая бобышка треугольного сечения. Корпус имеет съемную крышку, состоящую из обшивки (1-мм фанера), продольных ребер (3-мм фанера) и поперечных перегородок (3-мм фанера). Фиксация крышки на корпусе — с помощью простейшей пружинной защелки.

Изнутри корпус условно делится на четыре отсека — двигательный, аккумуляторный, управления и рулевой. В первом на усиленном шпангоуте из фанеры толщиной 4 мм крепится двигатель Speed-600 фирмы Graupner, работающий в паре с двухлопастным гребным винтом диаметром 35 мм и шагом 47 мм. Управление оборотами ходового электродвигателя осуществляется с помощью регулятора хода дистанционного управления.

Во втором отсеке располагается аккумуляторная батарея из семи никель-кадмиевых элементов суммарной емкостью 1,2 Ач напряжением 8,4 В. В третьем — приемник двухканальной пропорциональной аппаратуры. Ну и в четвертом — рулевая машинка с системой дистанционного управления.

При необходимости можно сделать жидкостное охлаждение электродвигателя, что существенно повышает отдаваемую им мощность. Для этого двигатель оснащается жестяной рубашкой с двумя патрубками: к одному из них подводится пластиковая трубка, соединенная с заборником на поплавке, а к другому — такая же трубка, отводящая нагретую воду за борт.

Поплавки глиссера тоже панельной конструкции. Они собираются из пары боковых панелей, поперечин, транцевой доски и обшивки палубы, днища и скулы. Материалы — 1-мм и 3-мм фанера, а также сосновые рейки 4x4 мм и упаковочный мелкошариковый пенопласт. Сборка — на эпоксидной смоле. Каждая из панелей поплавков собирается из 1-мм фанеры, окантовки из реек сечением 4x4 мм и пенопластового заполнения.

Далее боковые панели соединяются поперечинами из реек, носовыми бобышками и транцевыми досками; в поплавки вклеиваются монтажные втулки. После отверждения клея на каркасах закрепляется фанерная обшивка. Готовые корпус и поплавки с помощью эпоксидной смолы оклеиваются слоем тонкой стеклоткани. Далее — вышкуривание и окраска автоэмалями.

Стыковка поплавков с корпусом осуществляется с помощью двух-балочного мостика, состоящего из пары дюралюминиевых трубок диаметром 8x1 мм. Следует учесть, что задняя балка имеет изгиб в зоне расположения муфты, соединяющей гребной вал с валом электродвигателя. С бортовыми панелями корпуса стержни соединяются с помощью тонкостенных дюралюминиевых втулок, вклеенных в панели.

Для крепления к балкам поплавков в них вмонтированы тонкостенные втулки из дюралюминия; крепление поплавков осуществляется с помощью фиксаторов, каждый из которых состоит из резиновой втулки, винта М4, шайбы и резьбовой втулки, вклеенной в балку.

При затягивании винта фиксатора резиновая втулка увеличивается в диаметре и накрепко заклинивает балку относительно втулки поплавка. Такая схема крепления позволяет в небольших пределах менять расстояние между поплавками для получения оптимальных ходовых качеств модели.

Скоростная радиоуправляемая модель глиссира: 1— корпус; 2 — устройство рулевое; 3 — винт гребной; 4 — дейдвуд; 5 — плавник (только справа); 6 — поплавок правый; 7 —поплавок левый; 8 — трубка заборная системы охлаждения (только слева); 9 — отбойник (только слева).

Компоновка судомодели: 1 —поплавок; 2— бобышка корпуса носовая; 3 — шпангоут № 1 (фанера s3); 4— электродвигатель Speed-600 Graupner ходовой; 5 — шпангоут усиленный № 2 (фанера s4); 6 — крышка корпуса; 7 — блок аккумуляторов (7 никель-кадмиевых элементов, U=8,4 В); 8 — шпангоут № 3 (фанера S3); 9 — приемник аппаратуры дистанционного управления; 10 — шпангоут № 4 (фанера s3); 11 —площадка опорная рулевой машинки (фанера s4); 12 — машинка рулевая; 13 — тяга рулевая; 14 — перо рулевое; 15 — винт гребной (диаметром 35, шаг 47); 16 — дейдвуд в сборе; 17 — плавник (только справа); 18 — балки мостика судомодели; 19 — транец.

Левый поплавок: 1 — окантовка боковой панели (сосновая рейка 4x4); 2,8 — заполнение (упаковочный мелкошариковый пенопласт); 3,7 — обшивка панелей (фанера s1); 4 — втулка (Д16Т); 5 — обшивка палубы (фанера s1); 6 — поперечина верхняя (сосновая рейка 4x4); 9 — обшивка внешней скулы (фанера s1); 10 — стрингер (сосновая рейка 4x4); 11 — поперечина нижняя (со-сновая рейка 12x4); 12 — обшивка днища (фанера s1); 13 — бобышка носовая (сосна); 14 — доска транцевая (фанера s4); 15 — трубка водозаборная системы охлаждения электродвигателя.

Правый поплавок: 1 - ось плавника (винт МЗ с двумя гайками и шайбой-прокладкой); 2 — плавник (Д16Т, s2); 3 — кронштейн (Д16Т, s3); 4 — винт МЗ; 5 — пружина; 6 — болт с гайкой.

Фиксатор поплавка на балке мостика: 1 — винт М4; 2 — втулка резиновая; 3 — балка (труба диаметром 8х1); 4 — панель поплавка боковая; 5 — шайба; 6 — втулка (Д16Т); 7 — втулка резьбовая (сталь).

Чертежи моделей кораблей