МОДЕЛЬ КАТЕРА С ПАРОПУЛЬСИРУЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ

Модель катера с паропульсирующим двигателем. Такой двигатель совсем не новинка. Когда-то лодочки с подобными «моторами» даже продавались в магазинах игрушек, и старшее поколение должно их помнить. Но ведь и сегодня весьма заманчиво использовать на моделях столь надежный и неприхотливый двигатель, ресурс которого к тому же практически неограничен.

По простоте изготовления он ни в какое сравнение не идет ни с микроэлектродвигателями, ни с двигателем внутреннего сгорания. Единственный, пожалуй, его недостаток — небольшая мощность, поэтому не ждите от самодельного суденышка высокой скорости. С двигателя и начнем изготовление модели. Из жести или тонного медного листа выколотим деталь, по форме похожу» на поднос. Это будущий котел нашего водяного паропульсира. Крышкой котла служит мембрана, задающая ритм пульсациям пара и воды; для нее понадобится бронзовая или латунная фольга толщиной 0.1 мм.

Припаять крышку к котлу надо так, чтобы образовалась абсолютно герметичная полость: в противном случае двигатель попросту откажется работать. И последнее, что нам потребуется, — это две медные или латунные трубки с внешним диаметром 6 мм, их надо вставить в отверстия, просверленные в нижней части котла, и припаять. Теперь займемся корпусом модели. Его можно сделать из жести. Пойдут в дело даже консервные банки, надо лишь отрезать от них донышки и тщательно расправить металл. Не торопитесь сразу же размечать контуры деталей из жести. Сначала выберем способ сборки.

Самое простое — вырезать отдельные детали, отогнуть отбортовки и, согнув их по месту, пропаять стыки. Но простота — вещь обманчивая, используя этот метод, очень трудно сделать красивый корпус: неизбежно появятся перекосы, выпуклости и вмятины, которые практически невозможно исправить. Несколько сложнее, но гораздо качественнее сборка корпуса на деревянной болванке. Подберите деревянный брусок и обработайте его по габаритам корпуса. На одной из граней бруска, соответствующей палубе корпуса, разметьте его плановую проекцию и срежьте излишки материала.

Теперь на боковой поверхности заготовки нарисуйте «профиль» корпуса — его боковую проекцию — и вновь обработайте заготовку по размотке. Остается нанести линию борта и диаметральной плоскости, — ориентируясь на них, можно получить профиль днища. После первоначальной (грубой) обработки болванки зачистите ее рашпилем, а затем шкуркой. Воспользовавшись чертежным измерителем, тщательно проверьте симметричность детали.

Теперь по выкройкам, изображенным на. рисунках, вырежьте жестяные заготовки. Не забудьте оставить припуск — его удаляют после окончательной подгонки. Фиксировать панели корпуса на болванке лучше всего небольшими гвоздями. Заверши» работу над деталями, приступайте к их соединению. Для этого вам понадобятся паяльник, олово (а точнее, оловянный припой-третник ПОС-40) и канифоль. Перед пайкой Тщательно залудите места стыков — Для этого на жало разогретого паяльника надо набрать немного припоя, затем канифоли и несколько раз провести паяльником по жести.

На ней должна остаться блестящая оловянная «дорожка». Теперь плотно сожмите соединяемые детали, еще раз наберите припой на жало и медленно проведите им по стыку. Вот, собственно и все. Детали соединены. Окончив работу, аккуратно удалите фиксирующие гвозди и запаяйте получившиеся отверстия. Снимите корпус с болванки и проверьте его на герметичность — налейте внутрь воду. Обнаружив течь, очертите это месте карандашом и еще раз тщательно пропаяйте стык.

Все остальные детали сделать гораздо проще — достаточно вырезать их по выкройке, согнуть и пропаять швы. Обратите внимание, что передняя часть палубы припаяна к корпусу, а задняя просто надвигается на него и фиксируется лишь на отбортовках. Теперь надо устанавливать «котел». Для этого в задней части днища просверлите два отверстия под трубки паропульсирующего двигателя. Перед пайкой их изгибают, как показано на рисунке.

И последнее, что вам надо сделать, — «топка». Она также вырезается из жести. Перед окраской модель покройте нитрогрунтом. Низ до ватерлинии — зеленый, выше — серый, шаровый. Палуба — коричневая, под цвет железного сурика. Перед запуском модели поместите в «топку» свечной огарок либо таблетку «сухого спирта». Поставьте модель на воду, а затем возьмите ее в руки и наклоните носом вниз, чтобы в «котел» попало несколько капель воды.

Теперь вновь поставьте модель на воду, зажгите «топку» и вложите ее в корпус. Немного терпения, и «торпедный натер» уверенно двинется вперед. Такая модель — всего лишь любопытная игрушка. Однако в ней есть своего рода намек моделистам: а нельзя ли сделать такой двигатель более мощным о тем, чтобы его можно было устанавливать и на «солидные» судомодели? Ждем от читателей предложений, прошедших экспериментальную проверку.

Модель торпедного катера с пароводяным пульсирующим двигателем

Модель торпедного катера с пароводяным пульсирующим двигателем: 1 — «котел» с крышкой) 2 — борт, 3 — носовая часть палубы, 4 — днище, 5 — ствол орудия, 6 — орудийный щит, 7 — вентиляционное отверстие, 8 — рубка, 9 — труба торпедного аппарата, 10 — съемная часть палубы, 11 — «топка», 12 — труба вентиляционная, 13 — трубы двигателя.

Так    топка     вставляется     в корпус модели катера

Так «топка» вставляется в корпус модели катера.

Последовательность
изготовления
болванки

Последовательность изготовления болванки: разметка плановой проекции, разметка боковой проекции, разметка и обработка днища.

Чертежи моделей кораблей