МОДЕЛЬ-КОПИЯ ДВУХВИНТОВОГО ПАТРУЛЬНО-СПАСТЕЛЬНОГО КАТЕР RAF-340

Мечта многих ребят, которые строят модели судов,— создать мини-корабль, очень похожий на понравившийся реальный прототип. При этом хорошо бы участвовать в соревнованиях с ним. Предлагаем удачный вариант — модель английского поисково-патрульного катера RAF 340, выполненную в масштабе 1:42,7 по требованиям популярного класса EX.

Небольшой двухвальный катер времен второй мировой войны участвовал в поисках и спасении сбитых или потерпевших аварию над морем летчиков, отражавших нападения германской авиации на территорию Великобритании. Судно развивало скорость до 45 узлов.

Упрощенная модель строится с использованием в качестве мотоустановки одного распространенного «лодочного мотора» производства Ленинградского завода. В качестве источника питания лучше применить блок никель-кадмиевых аккумуляторов емкостью 1,2 Ач и напряжением от 7,2В до 9В. За неимением таковых всегда выручит пара «квадратных» батареек по 4,5В.

Не забудьте про выключатель в цепи мотор — батарея. Работа над корпусом модели катера начинается с изготовления из тонкого листового пластика или электрокартона контршаблонов. По ним подгоняются обводы мастер-модели, вырезанной из пенопласта типа ПС-4-40 или упаковочного.

Заготовка болванки собирается с запасом по высоте над уровнем палубы из двух кусков пенопласта, между которыми заклеивается шаблон боковой проекции корпуса (вырезается из электрокартона или миллиметровой фанеры).

Готовая мастер-модель оклеивается обычной писчей или газетной бумагой на жидком клее типа ПВА. Бумагу предварительно замачивают на 30—40 минут. Оклейка ведется полосками, образующими днище и борта (2 слоя с послойной сушкой). После полного высыхания на нее накладываются «ленты» пропитанной эпоксидной смолой стеклоткани толщиной 0,1—0,15 мм, в той же последовательности, что и бумага. Силовая обшивка кладется в два-три слоя.

Двух достаточно, если используется смола ЭД-20. На транце стеклоткань не нужна. После отверждения смолы поверхность шкурится, шпаклюется, снова вышкуривается начисто и грунтуется жидким нитролаком. Затем пенопластовый болван извлекается из полученной выклейки. Как ни странно это покажется на первый взгляд, бумага после смачивания и нанесения на нее ограниченного количества клея ПВА, разведенного кипяченой водой в пропорции 1:1, пристает к пенопласту лишь во влажном состоянии.

Когда же она полностью просохнет, бумажная «корка» легко отстает от пенопластовой мастер-модели. Стеклоткань же с бумажной выклейкой схватывается намертво. Кстати, это дает возможность надежно вклеить все детали внутри корпуса. Если в ваших планах предусмотрено изготовить несколько корпусов, то процесс повторяется, начиная с оклейки бумагой.

Для изготовления шпангоутов болван распиливается лобзиком поперек по разметке их местоположения. Полученные таким образом контуры сечений точно соответствуют внутренней форме корпуса в местах вклейки шпангоутов. Сами же шпангоуты и транец изготавливаются из трехмиллиметровой фанеры и после контроля и подгонки вклеиваются в «скорлупу» на клее ПВА.

Далее производится разметка мест установки оси руля и вывода дейдвуда. Просверленные отверстия подгоняются по конкретным узлам, особенно выход дейдвуда. На подготовленные места монтируется мотоустановка и блок питания. Дейдвуд рекомендуем заклеить водостойким клеем «Момент» или «Феникс», так как от воздействия вибраций это соединение нередко начинает пропускать воду. Указанные же клеи эластичны и избавляют от этой проблемы.

Очень полезно оклеить указанные стыки изнутри корпуса полоской стеклоткани на эпоксидной смоле. Теперь пора определиться, как лучше изготовить палубу — цельносъемной или заклеенной, но имеющей вырезы для доступа к внутреннему оборудованию. При этом палуба может быть сделана из фанеры толщиной 1,2 мм, стеклотекстолита или полистирола.

Руль поворота — из жести. Ось выполняется из латунной проволоки или трубочки. Перо руля припаивается к ней, после чего смазанная густой смазкой ось ставится в трубку-подшипник, вклеенную в корпус. Во внутренней части выклейки корпуса размечается положение линии палубы. Вровень с нею по бортам приклеиваются рейки 3x3 мм.

Чтобы они хорошо выгнулись по корпусу, их предварительно распаривают в горячей воде. Для поджима реек на период склеивания используются бельевые прищепки. После полного высыхания швов верхние излишки «скорлупы» корпуса срезаются. Внутренняя часть модели катера грунтуется нитролаком три-пять раз. Сверху на рейки устанавливается или приклеивается палуба. Стык палубы и бортов начисто вышкуривается и лакируется.

Если реализуется вариант палубы с вырезами под люки, то проемы рекомендуется окантовать рейками 3x5 мм. Перед тем как приступить к надстройкам, определите для себя, с какой степенью копийности воспроизводить прототип. Некоторые мелкие детали трудно сымитировать при таком масштабе модели, и поэтому рекомендуем сперва составить список того, что копировать необходимо, а что нет. Это заметно облегчит работу над оформлением модели.

Помните, что некоторые детали имеют различную окраску, и не стоит спешить сразу после изготовления приклеивать их на палубу. Крупные узлы — ходовую рубку, вентиляционные шахты, трубы, площадку станкового пулемета — можно изготовить из 1,2-мм фанеры или электрокартона (прессшпана) толщиной 0,8 мм. Остальные значительно более мелкие детали можно выполнить и из других подходящих материалов — кусочков полистирола, пенопласта, дерева и жести.

Антенны и мачты выгибаются и спаиваются из проволоки, растяжки — из ниток или лески. Фанерные, картонные и деревянные детали обязательно грунтуются нитролаком три-пять раз и окрашиваются водоупорными эмалями соответственно цветам прототипа. Копийные элементы, сделанные из пластмассы и металла, окрашиваются без грунтовки.

Готовые детали надстроек крепятся на палубе, и затем на них монтируется мелкая деталировка. На виде сбоку прототипа катера показана ватерлиния, что соответствует разделению цветов окраски корпуса. Ниже ватерлинии цвет черный. Надводная часть корпуса и рубка имеют серый цвет с синим оттенком. Спасательные круги и надувные плотики — оранжевые. Входные отверстия шахт вентиляции, трубы, прожектор и мачта темно-серого цвета. Круглая площадка под пулеметом и шлюпка — белые. Основание круглой площадки — коричневое.

(Автор: В. АРТАМОВ )

Рис. 1. Английский двухвинтовой патрульно-спасательный катер RAF 340. Длина судна 21,33 м, ширина 6,09 м, скорость до 45 узлов.

Рис. 2. Модель-копия патрульно-спасательного катера: 1 — выклейка корпуса, 2 — передний шпангоут, 3, 4, 6, 7 — промежуточные шпангоуты, 5 — мотоустановка серийного производства, 8 — стенка, 9 — стрингер-рейка, 10 — переборка, 11—крышка, 12...16 — переборки надстройки, 17 — передняя стенка, 18 — транец. Показан упрощенный вариант модели с одновинтовой мотоустановкой. При желании в соответствии с прототипом устанавливается пара аналогичных комплектов двигателей с дейдвудами, синхронизируемых гибким валом из тонкой пружины от автомобильных сальников.

Рис. 3. Выкройки деталей модели катера. Номера позиций соответствуют рисунку 2.

Чертежи моделей кораблей