МОДЕЛЬ РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО КАТЕРА КЛАССА ФСР «ДЕЛЬФИНЕНОК»

Корпус модели радиоуправляемого катера Дельфиненок спроектирован по классической схеме. Его основой является набор из фанерных шпангоутов и деревянных стрингеров, обшитый снаружи тонкой фанерой. Сразу же надо отметить, что основным связующим для сборки всего катера является пластифицированная эпоксидная смола, а другие клеи не удовлетворяют требованиям прочности и влагостойкости.

В конструкции модели радиоуправляемого катера бальза отсутствует, за исключением лишь элементов палубы, которые с равным успехом могут быть выполнены и из легкой липы или даже прочного электрокартона. Некоторые отсеки корпуса для уменьшения уровня шума от обшивки и для обеспечения непотопляемости заполнены вклеенными блоками на пенопласта или при возможности, после сборки в эти отсеки введен самовспенивающийся состав. Шпангоуты, заготовки которых выкраиваются из фанеры указанной на чертежах толщины, зачищаются и доводятся до точных размеров с помощью наждачной бумаги различной зернистости,

По оси всех шпангоутов нужно с максимальной точностью выполнить прямоугольные отверстия 5Х 6 мм, которыми детали надеваются на склеенный из двух реек сечением ЗХ 5 мм сборочный штырь. После проклейки основной части набора штырь удаляется вместе с предварительно недовырезанными частями некоторых шпангоутов (эти зоны показаны на выкройках пунктирной линией). Насадив шпангоуты на штырь и проконтролировав взаимное расположение деталей, с помощью тонкой медной проволоки подтягиваются на свои места рейки стрингеров.

Еще раз, проверив правильность «сухой» сборки, стыки проливают свежеразведенной эпоксидной смолой. В некоторых местах, где радиус изгиба реек мал (в районе носовой части модели), возможно, придется их размочить, чтобы избежать растрескивания древесины. В таком случае смолу надо наносить только после полного высыхания притянутых проволокой реек. Затем вклеивают носовую часть киля, а пространство между килевыми стрингерами заполняют по всей длине отрезками реек из легкой древесины.

Носовая часть корпуса модели радиоуправляемого катера делается из бруска плотной бальзы или пенопласт та. Скуловые части выклеиваются из набора реек и после отверждения смолы обрабатываются практически до точных размеров. Две симметричные детали днищевой обшивки, выкроенные по чертежам, сначала для контроля крепятся на каркасе булавками и зажимами. Монтируются они на смоле, лишь после того, как можно будет быть уверенным, что днище «сидит» на каркасе по всем стыкам без зазоров.

Особого внимания заслуживают места перехода обшивки в скуловые зоны. Аналогично ставятся на место и бортовые элементы обшивки. Оформление основной части корпуса катера заканчивается монтажом продольных реданов треугольного сечения ЗХ 10 мм. Заготовки для них выстругиваются из твердых пород дерева, и при необходимости рейки предварительно распариваются и формуются на днищевой части корпуса.

Детали для моторамы выпиливаются с помощью лобзика из листа твердого дюралюминия толщиной 2,5 мм. Между собранной моторамой и дюралевыми угольниками, закрепленными на боковинах отсека корпуса, вкладываются амортизационные блоки из силиконовой резины или микропорки, стойкой к воздействию топливных составов. Надо отметить, что положение гребного вала определяется уплотнительным подшипником, заделанным в заднем конце дейдвуда, и карданным узлом на маховике двигателя.

Поэтому дейдвудную трубу можно вклеивать в корпус только после окончательной привязки двигателя и моторамы, причем стык дейдвуда с днищем дополнительно подкрепляется клиновидной вставкой из твердой древесины, а снаружи узел обтягивается стеклотканью. Угол между осью гребного вала и килевой плоскостью должен равняться 10—11°. Внутренние объемы корпуса катера по всем поверхностям покрываются разжиженной эпоксидкой, затем свободные отсеки в носу и в бортах заполняются подогнанными кусками легкого пенопласта.

Передняя часть палубы выполняется из листовой бальзы толщиной 3 мм и обтягивается стеклотканью. Кстати, подобный тип внешней отделки неплох и для бортов — с целью их усиления и повышения «износостойкости». Отсек аппаратуры радиоуправления обрамлен рамкой из буковых реек, в которых впоследствии вкручено шесть винтов МЗ.

Эти винты имеют отрезанные головки, а под самым их верхом сверлят поперечные отверстия диаметром 1,2 мм, через которые при комплектации катера проводится стальная проволока фиксации плексигласовой крышки отсека. Топливный бак катера спаян оловом из луженой жести толщиной 0,4 или 0,3 мм. Объем бака приблизительно равен 0,5 л.

Руль вырезан из стального листа толщиной 1,2 мм и медью запаян в прорези баллера диаметром 4 мм. Финишная отделка модели катера заключается в шлифовке наждачной бумагой наружных поверхностей и покрытии их эпоксидными эмалями (при отсутствии таковых можно воспользоваться и алкидными). После отверждения первых слоев их дополнительно прошкуривают, затем наносят оставшиеся цвета окраски самыми тонкими слоями. В конце можно еще и отлакировать всю модель катера.

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОДЕЛИ    РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО   КАТЕРА «ДЕЛЬФИНЕНОК»
Длина габаритная, мм ……. 570
Ширина габаритная, мм…….206
 Полная масса, г……………..1600
Рабочий объем двигателя, см3... 3,5
Управляемые элементы: руль, карбюратор двигателя (управление оборотами).

 

Обводы корпуса модели  радиоуправляемого  катера.

Обводы корпуса модели радиоуправляемого катера.

Конструкция модели радиоуправляемого  катера

Конструкция модели радиоуправляемого катера: 1—носовая часть корпуса (бальза), 2—носовой элемент киля (фанера 3 мм), 3—амортизационные прокладки, 4—передний уголок моторамы, 5— трубка забора воды для охлаждения выпускного патрубка двигателя, 6— амортизационная прокладка узла дополнительной поддержки резонансной выхлопной трубы, 7—клиновая вставка (бук), 8—задний подшипник гребного, вала, 9— ушки крепления стартового номера (ставить с правого, борта), 10— антенна приемника, 11— рычаг баллера. 12— трубка забора воды для охлаждения головки двигателя, 13— баллер. 14— перо руля, 15—транец (фанера 3 мм), 16—21— шпангоуты (фанера 2 мм; шпангоут 19— фанера 3 мм), 22— бортовая часть обшивки (фанера 1,2 мм), 23— днищевая часть обшивки (фанера 1,2-мм), 24— силиконовый соединительный элемент, 25— боковой уголок навески моторамы (дюралюминий), 26— крышка отсека аппаратуры (оргстекло), 27— проводка водяной трубки по стенке отсека, 28— проволочная шпилька фиксации крышки, 29— перемычка моторамы (дюралюминии 2,5 мм), 30—проставка (2 шт., бук толщиной 10 мм) 31 - моторама (дюралюминий 2,5 мм).

 Выкройки основных деталей модели радиоуправляемого   катера

Выкройки основных деталей модели радиоуправляемого катера.

Готовая модель радиоуправляемого катера

Готовая модель радиоуправляемого катера «Дельфиненок» перед окраской.

Чертежи моделей кораблей