МОДЕЛЬ – КОПИЯ КАТЕРА СПАСАТЕНОЙ СЛУЖБЫ

Модели катеров классе ЕХ-500 особенно популярны у начинающих судомоделистов: как правило, они просты и в то же время позволяют выступать с ними в соревнованиях любого ранга. Сегодня мы знакомим читателей с одной из таких моделей. В качестве прототипа этой копии выбран двухдвигательный катер спасательной службы ВВС

Великобритании. Такие катера служили для поиска и спасения пилотов, сбитых над морем, а также для выполнения функций охраны в период второй мировой войны. Работа по изготовлению модели начинается с разработки чертежа в натуральную величину (разумеется, имеется в виду натуральная величина не катера, а модели).

Далее плановая проекция этого чертежа послужит своего рода стапелем — надо только натянуть чертеж на ровную доску и защитить его полиэтиленовой пленкой, чтобы шпангоуты не приклеивались к стапелю. Корпус модели катера собирается килем вверх. Шпангоуты выпиливаются из фанеры толщиной 4 мм, из того же материала вырезается и носовая оконечность.

На стапеле шпангоуты фиксируются булавками, после чего к ним пристыковываются носовая оконечность и киль из сосновой рейки сечением 4X4 мм. Сборка ведется с помощью эпоксидного клея. В завершение на каркасе закрепляются четыре сосновых стрингера сечением 4X4 мм, и каркас модели можно считать готовым. После отверждения клея каркас обрабатывается шкуркой, наклеенной на фанерную пластину, и обшивается фанерой толщиной 0,8 мм.

Следует заметить, что фанеры такой толщины раздобыть практически невозможно, поэтому следует взять менее дефицитную фанеру толщиной 1,2 мм и вышкурить ее до необходимой толщины. Можно также воспользоваться злектрокартоном (прессшпаном) или самодельной фанерой — переклеим из чертежной бумаги на эпоксидном связующем. О том, как сделать такую «фанеру», подробно рассказывалось в «М-К» (№ 7 за 1991 год, с. 21).

Обшивка ведется на эпоксидном клее, причем заготовки фиксируются на каркасе резиновым бинтом — сначала в кормовой части, а затем и в носовой. При необходимости под бинт подкладываются фанерные или картонные полоски для того, чтобы обеспечить надежное прилегание обшивки к набору каркаса. После отверждения внешние поверхности корпуса вышкуриваются, затем выравниваются с помощью шпаклевки, составленной из нитролака и талька, еще раз вышкуриваются, шлифуются и окрашиваются в два слоя.

Изнутри корпус катера покрывается в два слоя паркетным двухкомпонентным лаком, гарантирующим высокую водостойкость. Далее к бортам корпуса в соответствии с чертежом приклеиваются привальные брусья из сосновых реек. Мотоустановка модели катера представляет собой пару двигателей с дейдвудными валами и гребными винтами — такие подчас продаются в магазинах «Детский мир» и «Юный техник» под названием «Набор для судомоделиста».

Чтобы установить двигатели, в корпусе разделываются два отверстия и в них монтируются дейдвудные трубы мотоустановок. После тщательного контроля положения валов (они должны быть параллельны плоскости симметрии модели при виде сверху, а также располагаться в одной плоскости на боковой проекции) стык между дейдвудной трубой и корпусом заделывается эпоксидной шпаклевкой — смесью эпоксидной смолы и талька.

Сверху корпус катера закрывается палубой, вырезанной из листа фанеры толщиной 1,2 мм. В ней прорезано отверстие для монтажа и обслуживания механизмов и батарей питания. Детали надстройки и рубки вырезаются из фанеры толщиной 1,2 мм. При сборке по углам закрепляются рейки сечением 2X4 мм. Иллюминаторы рубки изнутри заклеиваются лавсановой пленкой, имитирующей остекление.

Поручни, скобы и трапы выгибаются и спаиваются из медной проволоки диаметром 1 мм. Надстройки монтируются на пластине из фанеры, являющейся крышкой подпалубного пространства. Передняя часть крышки фиксируется скобой, а задняя — винтом, вворачиваемым в приклеенную под палубой гайку. Перо руля катера вырезается из фанеры толщиной 3 мм.

Баллер представляет собой стальной стержень диаметром 2,5 мм, зафиксированный в пере эпоксидным клеем. На верхнем конце баллера смонтирован кабанчик — рычажок для установки курса. Дельные вещи и прочие мелочи формуются из термопласта, известного под названием «Пластик». Кнехты дорабатываются из алюминиевых заклепок подходящего диаметра, прожектор— из колпачка от тюбика.

Источником питания двигательной установки модели катера служат две соединенные последовательно плоские батареи. Двигатели правого и левого борта соединяются друг с другом параллельно. Отладка модели на воде сводится к устранению дифферента (за счет перемещения вперед или назад батарей питания) и корректировке (с помощью отклонений руля) прямолинейности движения копии.

Модель-копия катера спасательной службы

Рис. 1. Модель-копия катера спасательной службы. Максимальная длина модели класса ЕХ-500 — 498 мм, ширина — 124 мм. Рекомендуемая масса модели — не более 680 г.

Надстройка модели  катера и ее основные детали

Рис. 2. Надстройка модели катера и ее основные детали: 1 — крышка палубы, 2 — задняя крышка, 3 — перегородка, 4 — крышка, 5 — задняя стенка рубки, 6 — крыша рубки, 7 — передняя стенка рубки, 8 — боковина рубки.

Чертежи моделей кораблей