РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ РЫБОЛОВНОГО СЕЙНЕРА "МУРЕНА "

Корпус модели проще всего выклеить из стеклоткани и эпоксидной смолы по пенопластовой болванке. Чтобы ее изготовить, нужно для начала сделать своеобразный «скелет», представляющий собой вырезанные из тонкой фанеры шпангоуты, насаженные в соответствии со шпацией (расстоянием между соседними шпангоутами) на ровный деревянный стержень.

Следует учесть, что на теоретическом чертеже контуры шпангоутов соответствуют внешним обводам судна, поэтому при изготовлении необходимо их уменьшить на толщину стеклопластиковой оболочки. Установив на стержне фанерные шпангоуты, закрепите в промежутках между ними с помощью клея ПВА брусочки из упаковочного пенопласта. Когда клей высохнет, срежьте лишний пенопласт острозаточенным ножом с длинным и тонким лезвием.

При этом следует постоянно контролировать плавность обводов с помощью гибкой пластиковой рейки, прикладывая ее к соседним шпангоутам. Окончательно довести болванку можно с помощью шкурки, наклеенной на брусочки с подходящей кривизной поверхности.

В заключение болванку необходимо покрыть восковой паркетной мастикой и располировать. Кстати, хорошим антиадгезийным разделителем может послужить тончайшая пищевая пленка — в такую обычно запаковывают продукты в магазинах. Достоинство этой пленки в том, что ее можно просто приложить к болванке и разгладить руками — при этом пленка как бы приклеивается к поверхности. Выклеивать оболочку корпуса лучше всего на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

В зависимости от толщины стеклоткани, для оболочки потребуется от четырех до шести слоев этого материала После окончательного отверждения эпоксидной смолы из оболочки извлекается болванка (к сожалению, для этого, ее иной раз приходится расчленять) и в нее вклеиваются шпангоуты из 3-мм фанеры.

Учтите, что в отличие от болванки в конструкции корпуса используются лишь шпангоуты № 1, 3, 5, 7 и 9. Силовая установка модели состоит из двигателя Speed-600 фирмы Graupner, дейдвуда и двухлопастного гребного винта диаметром 45 мм. Дейдвудный вал диаметром 5 мм соединяется с двигателем через пружинную муфту Труба дейдвуда дюралюминиевая, диаметром 8x1 мм, в торцах ее располагаются фторопластовые втулки.

При сборке дейдвуда труба заполняется консистентной смазкой типа «литол» Двигатель закрепляется в «машинном отделении» между шпангоутом № 3 и дополнительным полушпангоутом В кормовом отсеке устанавливаются две рулевые машинки — одна из них соединена продольной тягой с румпелем (рычагом) на баллере руля, а другая — с коммутатором двигателя, позволяющим осуществлять движение вперед и назад, а также остановку электродвигателя.

Коммутатор самодельный — он состоит из основания, вырезанного из оргстекла, ротора из фольгированного гетинакса, двух фторопластовых шайб и пары латунных щеток. Учтите, что на роторе фольга срезана (или стравлена раствором хлорного железа) таким образом, чтобы на гетинаксе остались лишь два проводящих сектора.

К секторам подпаиваются проводники, идущие от аккумуляторной батареи, а к щеткам — проводники от двигателя. Коммутатор регулируется таким образом, чтобы при нейтральном положении рычажка на пульте дистанционного управления двигатель был обесточен, при отклонении его от себя включался на «полный вперед», а при отклонении на себя — соответственно на «полный назад».

Ходовые аккумуляторы располагаются в отсеке между шпангоутами № 5 и № 7. Батарея состоит из десяти соединенных последовательно никель-кадмиевых элементов размерного типа АА — суммарное напряжение ее около 12 В, так что двигатель, рассчитанный на 8,4 В, будет работать на модели с небольшим «перекалом».

Приемник аппаратуры дистанционного управления устанавливается в отсеке между шпангоутами № 3 и № 5 Антенна приемника смонтирована на рулевой рубке. Палуба модели вырезана из 4-мм фанеры Чтобы обеспечить ей необходимый изгиб, заготовка вымачивается в воде и высушивается в согнутом состоянии.

Наиболее заметной деталью на палубе является рулевая рубка Собирается она из фанерных заготовок; остекление — из целлулоида или оргстекла. Помимо антенны приемника, на крыше рубки располагаются ходовые огни и выхлопная труба двигателя Вдоль фальшбортов располагаются швартовные кнехты — у каждого по два. В носовой части палубы — брашпиль и два якоря Холла В кормовой части палубы установлены сейнерные барабан и лебедка, а также крышка люка и комингс грузового трюма.

(Автор: И.КАРАМЫШЕВ)

Рис.1. Модель, малого рыболовного сейнера «Мурена»

Рис.2. Теоретический чертеж корпуса модели

Рис.3. Компоновка модели: 1 — швартовные кнехты, 2 — антенна аппаратуры дистанционного управления, 3 — ходовой огонь, 4 — выхлопная труба двигателя, 5 — рулевая рубка, 6 — приемник аппаратуры дистанционного управления. 7 — сейнерная лебедка, 8 — батарея аккумуляторов, 9 — барабан, 10—шпангоут № 7, 11 — коммутатор управления двигателем, I2 — крышка люка и комингс грузового трюма; 13 — рулевая машинка управления коммутатором; 14 — рулевая машинка управления рулем, 15 —сейнерное оборудование, 16 шпангоут № 9, 17 — баллер руля. 18 — втулка баллера, 19 — руль, 20 — гребной винт, 21 — оковка киля. 22 ,27 — винты-саморезы Ф 3, 23, 24, 30 — перегородки, 25 —дейдвудная труба, 26 — шпашоут № 5, 28 — пружинная муфта. 29 — ходовой электродвигатель Speed-600, 31—шпанюут№ 3. 32 — киль, 33 — корпус модели, 34 — шпангоут № 1

Рис.4. Привод гребного винта: 1 — гребной винт (латунь), 2 — штифт (сталь, диаметром 1,5); 3 — шайба (сталь); 4 — дейдвудная труба (дюралюминий, труба 8x1), 5, 7 — втулки (фторопласт), 6 — дейдвудный вал (сталь, стержень диаметром 5)

Рис.5. Коммутатор управления ходовым электродвигателем (А и Б — «плюсовая» и «минусовая» ламели ротора): 1 — ось ротора (винт МЗ); 2, 6 — шайбы (фторопласт), 3 — крепление щеток (винт МЗ); 4 — щетка (латунь, лист s 0,3), 5 — основание (оргстекло s 5), 7 — ротор (фольгированный гетинакс s 2), 8 — вход от «плюса» аккумулятора; 9 — вход от «минуса» аккумулятора

Чертежи моделей кораблей