МОДЕЛЬ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО ПАРАХОДА
КОНСТРУКЦИИ КАРЛА БЕРДА

Предлагаем читателям-судомоделистам построить модель первого российского парохода Карла Берда. К сожалению, сколько-нибудь подробных чертежей этого судна отыскать не удалось, однако найденных набросков и описаний оказалось достаточно, чтобы сделать на их основе масштабную модель-копию этого, в общем-то, не слишком сложного для воспроизведения парохода в популярном классе ЕК-500.

Корпус модели парохода сделан по классической технологии — с клинкерной обшивкой в накрой с поясьями из липовых реек, нарезанных из пластин толщиной 2 мм. Шпангоуты — фанерные, толщиной 5 мм, киль — сосновый, штевень тоже вырезан из фанеры. Зашивка корпуса осуществляется после изготовления и склейки каркаса и закрепления его на доске-стапеле килем вверх таким образом, чтобы в процессе дальнейшей работы он не деформировался.

Обшивку каркаса рейками-поясьями следует начинать с киля. Каждая из реек предварительно закрепляется на каркасе булавками, а затем стыки «проливаются» эпоксидным клеем, слегка разбавленным ацетоном. Несмотря на кажущуюся сложность, работа эта идет достаточно быстро. Следует учесть, что рейки надо устанавливать на каркас симметрично: первая справа — первая слева, вторая справа — вторая слева и т.д.

Готовый корпус промазывается изнутри эпоксидной шпаклевкой, причем совсем не обязательно делать внутреннюю поверхность гладкой — в XIX веке корпуса конопатились и смолились, так что на модели достаточно заделать шпаклевкой лишь места стыков реек-поясьев. Готовый корпус зачищается шкуркой и проверяется на герметичность. Палуба парохода — фанерная, с имитацией дощатого настила: надстройки, копирующие верхнюю часть парового котла и паровой машины, —липовые.

Труба парохода конусной формы — из липы, в верхней части она просверлена на глубину около 20 мм. Кстати, в некоторых книгах труба первого парохода изображалась кирпичной, что ни в коей мере не соответствует ни публикациям того времени, ни даже здравому смыслу. Труба фиксируется на палубе винтом-саморезом и расчаливается форштагом и двумя бакштагами. Руль — из фанеры, с имитацией железных оковок; румпель — из буковой рейки. Конструкция руля должна иметь фиксацию его в положении, обеспечивающем прямолинейность движения.

Разумеется, паровой машины на нашей модели нет, вместо нее используется электродвигатель, применяющийся на автомобилях в качестве привода насоса омывателя ветрового стекла. Редуктор — червячный, с передаточным числом i = 36. Мы воспользовались готовой червячной парой, однако сделать такую можно и самостоятельно — с помощью подходящего метчика: о таком приспособлении к токарному станку уже рассказывалось в журнале «Моделист-конструктор».

Приспособление предельно простое: заготовка червячного колеса, закрепленная в обойме, устанавливается в резцедержатель станка, а метчик — в патрон. С помощью маховичка поперечной подачи заготовка вводится в соприкосновение с метчиком; постепенно углубляясь в заготовку, метчик прорежет на заготовке зубья. Червяк редуктора должен иметь ту же резьбу, что и у используемого метчика. Корпус редуктора — самодельный, за его основу был взят отрезок дюралюминиевой трубы прямоугольного сечения. Подшипники скольжения — точеные, бронзовые.

Упругая муфта, соединяющая электродвигатель и редуктор, сделана из отрезка пластикового стержня гелевой шариковой ручки, натянутого на валы в разогретом состоянии. Силовой блок крепится к шпангоуту тремя винтами-саморезами. Источник питания представляет собой батарею, составленную из двух параллельно соединенных блоков, каждый из которых состоит из девяти последовательно соединенных батарей типа АА.

Суммарное напряжение батареи — 13,5 В. Миниатюрный тумблер включения двигателя устанавливается на палубе, в задней ее части. Гребные колеса сделаны в основном из фанеры. Каждое состоит из фанерных дисков, усиленных в районе ступицы и ободьев фанерными же накладками. Центральные втулки дюралюминиевые, точеные. Плицы также выпилены из фанеры. Сборка колеса осуществляется с помощью эпоксидного клея. Рама, внутри которой вращаются колеса, собрана из березовых реек.

(Автор: И.МНЕВНИК )

Модель первого российского парохода конструкции Карла Берда

Конструкция модели парахода: 1 —палуба (фанера s4); 2,6,13 и 17— шпангоуты (фанера s5); 3 — форштаг (капроновая нить); 4 — гребное колесо; 5 — крепление электродвигателя (винт-саморез диаметром 3); 7 — передняя надстройка (липа); 8 — труба (липа); 9 — крепление трубы (винт-саморез диаметром 4); 10 — шайба (текстолит s4); 11 — имитация котла (липа); 12 — бакштаг (капроновая нить); 14 — румпель (бук); 15 — рулевое перо (фанера s4); 16 — корпус парохода; 18 — источник питания (батарея из 18 элементов типа АА); 19,23 — рама гребных колес (береза, рейка 6x6): 20 — электродвигатель; 21 — муфта; 22 — червячный редуктор

Теоретический чертеж корпуса модели парохода

Движитель модели парохода: 1,2 — рамы гребных колес (береза, рейка 6x6); 3 — подшипниковая опора гребного вала (текстолит); 4 — ступица гребного колеса (склеена из фанеры s3); 5 — гребной вал (дюралюминий, пруток 05); 6 — плица гребного колеса (фанера s4); 7— фиксатор (сталь, штифт диаметром 1); 8 — крепление подшипниковой опоры (болт М2 с гайкой); 9 — центральная втулка (дюралюминий, пруток диаметром 12)

Силовая установка модели: 1 — электродвигатель (привод омывателя ветрового стекла автомобиля); 2 — муфта (стержень гелевой шариковой ручки); 3 — червячное колесо (бронза, z = 36, га = 1); 4 — гребной вал (дюралюминий, пруток 05); 5 — фиксатор (сталь, штифт диаметром 1); 6 — подшипники гребного вала (бронза, 2 шт.); 7 — крепление заднего подшипника (винт ); 8 — задний подшипник червяка (бронза); 9 — червяк (сталь, z=l,m=l);10 — передний подшипник червяка (бронза)

Чертежи моделей кораблей