КОРПУС УНИВЕРСАЛ ДЛЯ МОДЕЛЕЙ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫХ ГЛИССЕРОВ КЛАССОВ FIV-15, FSR-3,5, FSR-6,5, F1V-5 и F1-E

Есть в судомоделизме несколько классов, в которых спортивные снаряды имеют совсем небольшие внешние различия. Так, весьма похожи модели классов FIV-15, FSR-3,5, FSR-6,5, F1V-5 и F1-E. «Зачем строить модели-близнецы для участия в разных стартах?» — решил казанский спортсмен мастер спорта Г. Калистратов. И разработал универсальный корпус, одинаково пригодный для моделей всех пяти классов. Результат получился отличным — модели, построенные на базе этого корпуса, показали на соревнованиях прекрасные результаты. Так, в 1980 году Г. Калистратов стал чемпионом СССР в классах F1V-15 и FSR-3,5, в том же году занял седьмое место на чемпионате мира, одновременно установив всесоюзный рекорд скорости, а годом позже, выступая в классе F1E, завоевал первенство на чемпионате мира.

Универсальный корпус изготовлен методом выклеивания его в матрице. Этот способ требует большой подготовительной работы по отделке матрицы, однако с его помощью срезу получается практически готовая оболочка, достигается возможность «тиражирования» одинаковых корпусов. Для вклейки надо подготовить следующие материалы: стеклоткань толщиной 0,25 мм |из расчета на 3—4 слоя), связующее (эпоксидную смолу марок ЭД-5, ЭД-6 или ЭД-20 с отвердителем) и пластификатор (до 20% от объема смолы). Все шпангоуты и перегородки cандвичевой конструкции.

Они представляют собой панели, склеенные из пенопласта %i двух облицовочных слоев стеклоткани. Детали набора, полученные с помощью такой технологии, очень легкие и в то же время жесткие. Транец модели вырезан из стеклотекстолита толщиной 1,6—2 мм. Гребной вал 0 5 мм сделан из отрезка стальной проволоки марки ОВС. Обратите особое внимание на правильность формы вала и в случае необходимости тщательно отрихтуйте его.

Дейдвуд сгибается из листовой «нержавейки» с последующей заливкой шва припоем ПСР-40. Моторама вырезается ив листа дюралюминия толщиной 6—8 мм. При установке ее в корпус не забудьте подложить амортизатор — кусок микропористой резины. Перо руля ив нержавеющей стали. Имеет смысл сделать его несколько большим, чем показано на рисунке, а затем в процессе ходовых испытаний довести - его площадь до оптимальной. Балер руля из стальной проволоки марки ОВС диаметром 4 мм, к перу он крепится припоем ПСР-40.

Топливный бак полиэтиленовый, из подходящего по емкости флакона. Подача топлива в карбюратор принудительная, с наддувом бака. Отбор давления производится от резонансной трубы, для чего в месте максимального ее сечения врезается штуцер. Рулевые машинки монтируются на панели из стеклотекстолита, причем под каждую подкладывается амортизатор из микропористой резины. Устанавливая в корпус приемник, не забудьте упаковать его, а поролон. Отсек аппаратуры закрывается крышкой из органического стекла толщиной 4 мм; к корпусу она крепится десятью винтами с резьбой МЗ.

Моторама и дейдвуд вклеиваются в корпус одновременно — это позволяет избежать перекосов при соединении вала с двигателем. Следите строго за соосностью валов — гребного и двигателя. Если корпус предназначается для моделей классов F1V-5 и F1V-1.S, то моторный отсек необходимо капотировать. В крышке обязательно предусмотрите два отверстия — для забора воздуха и под резонансную трубу.

Если же на базе этого корпуса делается модель класса FSR-3,5 или FSR-6.5, то надобности в такой крышке нет. Для лучшего шумоподавления моторный отсек изнутри оклеивается микропористой резиной. Закапотированный моторный отсек нуждается в хорошей вентиляции. Для этого воздухозаборное отверстие надо расположить так, чтобы охлаждающий поток воздуха сначала обтекал двигатель, а затем, на выходе, и резонансную трубу.

При прорисовке мотоотсека обратите внимание на то, чтобы в нем не было застойных зон, препятствующих охлаждению. Охлаждение двигателя водяное. Забортная вода поступает в рубашку из патрубка, вклеенного в корпус непосредственно за гребным винтом. При необходимости на модель устанавливаются транцевые плиты. Их можно вырезать из листовой «нержавейки» толщиной 0,8—1 мм. Габариты каждой — 60 X 100 мм,

(Автор: Г, НАЛИСТРАТ0В, мастер спорта СССР, г. Казань)

 Компоновка модели глиссера

Компоновка модели глиссера: 1 — корпус (стеклопластик). 2 — сервомеханизм (рулевая машинка). 3 — шпангоут (трехслойная панель стеклоткань — пенопласт — стеклоткань: 0.25—3—0,25 мм). 4 — топливный бак (полиэтиленовая колба емкостью 250 мл). 5 — шарнир Гуна и муфта, 6 — двигатель внутреннего сгорания, 7 — карбюратор, 9 — шпангоут (трехслойная панель). 9 — гребной вал, 10 — дейдвуд (нержавеющая трубка диаметром 10X1,0 мм). 11 — кронштейн дейдвуда (нержавеющая сталь толщиной 1 мм). 12 — подшипник дейдвуда (фторопласт-4), 13 — руль (нержавеющая сталь толщиной 0,8 мм), 14 — гельмпортовая труба (нержавеющая трубка Т8Х0.5 мм), 15 — тяга (тросик диаметром 1 мм в трубке Т2Х0.25 мм).

Чертежи моделей кораблей