МОДЕЛЬ ПОЖАРНО-СПАСТЕЛЬНОГО КАТЕРА "ROSTOK"

Пожарно-спасательный катер ROSTOK предназначен для оказания помощи экипажам судов и самолетов, терпящим бедствие в прибрежных водах морей и на внутренних водных путях. Катер представляет собой двухвинтовое судно с надстройкой и ходовой рубкой, оснащенное подъемным устройством в кормовой части. Длина пожарного катера 36,2 м ширина 7,57 м.

Энергетическая установка пожарного катера состоит из двух дизелей мощностью по 900 л.с, вращающих гребные винты диаметром по 1,65, скорость катера — около 14 узлов. Для тушения пожаров судно оборудовано на надстройке и на подъемном устройстве стационарными пожарными стволами для подачи воды и пены.

Предлагаем судомоделистам модель катера ROSTOK в масштабе 1:33, с которой можно выступать на соревнованиях в классе ЕН на 25-метровой дистанции. Корпус катера целесообразнее всего отформовать на болванке из эпоксидной смолы и стеклоткани. Чтобы изготовить такую болванку, нужно для начала сделать своеобразный «скелет» корпуса — в строгом соответствии с его теоретическим чертежом вырезать из тонкой фанеры или картона шпангоуты и насадить их на ровный длинный брусок-«хребет».

При этом необходимо учесть, что на теоретическом чертеже изображены сечения корпуса по наружным его обводам, поэтому при изготовлении шпангоутов для «скелета» болванки их контур должен быть занижен на толщину стеклопластиковой оболочки. Далее из пенопласта нарезаются заготовки, которые вклеиваются между шпангоутами. Перед сборкой имеет смысл предварительно обработать пенопластовые блоки — снять «лишний» материал в соответствии с контурами соседних шпангоутов.

Обработку пенопласта следует вести острозаточенными инструментами — длинными гибкими ножами-стругами, ножами-косячками и миниатюрными рубанками. Для контроля формы корпуса можно пользоваться гибкими полосками фанеры, полистирола или текстолита — прикладывая полоску к соседним шпангоутам, несложно выявить зоны «негладкости» криволинейных поверхностей. Окончательно доводить болванку следует шкуркой, наклеенной на фанерные полоски и брусочки с поверхностями подходящей кривизны.

При необходимости болванка шпаклюется, сделать это проще всего обычным пластилином. Готовая болванка покрывается восковой мастикой (антиадгезийное покрытие) и аккуратно, чтобы не замять мягкий пенопласт, располировывается. Хорошее антиадгезийное покрытие получается и из тончайшей пищевой пленки, в какую в магазинах упаковывают продукты.

Достаточно приложить пленку к поверхности болванки и разгладить руками, как она тут же, как бы приклеиваться, образуя гладкую поверхность, не прилипающую к эпоксидному связующему. Формовать корпус лучше всего на открытом воздухе или в хорошо вентилируемом помещении. В зависимости от толщины стеклоткани для выклейки оболочки потребуется от четырех до шести слоев этого материала.

После отверждения связующего корпус ошкуривается и обрезается по линии фальшборта; в фальшборте пропиливаются шпигаты и отверстия для кнехтов. Палуба — из 5-мм фанеры; в ней прорезаются отверстия под надстройки, после чего вклеивается комингс высотой 25 мм. Закрепляется палуба в корпусе уже после монтажа двигателя, дейдвудных валов и рулевого устройства.

На баке модели размещается площадка с пожарным стволом, швартовные и буксирный кнехты, люки, а также якорно-швартовное устройство, состоящее из шпиля, якорной цепи, двух стопоров и двух якорей. Для спуска с бака на палубу на судне имеются два трапа, которые необходимо воссоздать и на модели. Сразу же за баком на главной палубе располагается надстройка, на которую устанавливается рулевая рубка с двумя рядами окон по периметру.

На рубке закрепляются мачта с антенной радиолокатора, антенна радиопеленгатора, штыревые антенны радиостанций и прожектор. За рулевой рубкой на специальных постаментах монтируются два пожарных ствола. На крыше капа машинного отделения находится дымовая труба со скосами. За ней поперек корпуса модели на ложементах устанавливается шлюпка и две шлюпбалки. В кормовой части капа монтируется подъемное устройство.

Оно состоит из поворотного основания, составной стрелы и рабочей площадки. На последней крепятся два пожарных ствола. Силовая установка выполнена на базе электродвигателя МУ-30 (его рабочее напряжение 27 В, потребляемый ток 5 А, частота вращения 7500 об/мин, мощность 40 Вт, масса 0,6 кг).

Для привода винтов используется самодельный зубчатый редуктор с передаточным числом 1,33, который обеспечивает вращение пары выходных валов в противоположные стороны с частотой 5625 об/мин. В силу того, что возможности изготовления зубчатых колес у большинства моделистов ограничены, начинать проектирование редуктора имеет смысл с подбора пары готовых одинаковых шестерен с внешним диаметром около 30 мм и модулем 1,5—2 мм.

В соответствии с их геометрическими параметрами рассчитываются размеры корпуса редуктора и его конструкция, после чего подбирается вторая зубчатая пара — ее передаточное число тоже должно быть около 1,33. Детали корпуса редуктора— из листовой стали толщиной 3 мм, между собой они соединяются с помощью четырех болтов с гайками и разрезными пружинными шайбами. Валы стальные, точеные, шестерни и зубчатые колеса напрессовываются на них, что обеспечивает их вполне надежную фиксацию от проворачивания.

Первичная шестерня редуктора крепится на валу электродвигателя стопорным винтом с коническим кончиком. В качестве подшипников скольжения используются бронзовые втулки, запрессованные в основание и крышку корпуса. Двигатель вместе с редуктором закрепляется на шпангоуте, вырезанном из 10-мм фанеры и установленном в корпусе под углом 4,5 градуса к вертикали. Дейдвудные валы диаметром 7 мм вращаются в стальных дейдвудных трубах, в которых с двух сторон вклеены текстолитовые втулки; при сборке дейдвудные трубы заполняются консистентной смазкой (например, ЦИАТИМ).

Сборные гребные винты, состоящие из латунных ступиц и припаянных к ним лопастей, имеют диаметр 50 и шаг 24 мм. Крепление каждого из винтов на дейдвудном валу—гайкой-обтекателем. Каждый дейдвудный и выходной валы редуктора соединяются упругой муфтой в виде пружины с внутренним диаметром 7 мм, свитой из проволоки ОВС диаметром 2 мм.

Для предотвращения проскальзывания валов относительно муфт в каждом из валов просверливается несквозное отверстие диаметром 2,1 мм, а на концах пружины отгибаются зацепы. Питание двигателя — от аккумуляторов 2КНБ-2 суммарным напряжением 25 В.

Для выступления в соревнованиях модель необходимо оснастить реле времени. Для этой цели лучше всего подойдет самодельное электронное реле, способное коммутировать используемый на модели двигатель МУ-30 с рабочим напряжением 27 В. Устройство, питающееся от любого источника тока напряжением не менее 9 В, обеспечивает выдержку времени до 80 секунд. Включается реле кнопкой S1.

Регулировка времени выдержки осуществляется изменением сопротивления резистора R5. Реле времени собирается на плате из стеклотекстолита; готовая плата закрепляется в герметичном корпусе (например, в подходящей по размерам мыльнице).

(Автор: И.ТЕРЕХОВ)

Компоновка пожарно-спасательного катера ROSTOK

Компоновка пожарно-спасательного катера ROSTOK: 1 — баковый пожарный ствол: 2 — площадка бакового пожарного ствола; 3— надстройка рулевой рубки; 4 — рулевая рубка; 5 — мачта с антенной радиолокатора; 6 — дымовая труба; 7 — спасательная шлюпка; 8 — шлюп-балка; 9 — спасательные плоты; 10 — подъемное устройство с рабочей площадкой, оборудованной двумя пожарными стволами; 11 — бак; 12 — якорно-швартовное устройство: 13.17— люки: 14— кнехты; 15 — кап машинного отделения; 16 — вентиляционная головка

Теоретический чертеж корпуса модели катера

Теоретический чертеж корпуса модели катера

Принципиальная схема электронного реле времени

Силовая установка модели катера (на виде сбоку дейдвудные валы не показаны)

Силовая установка модели катера (на виде сбоку дейдвудные валы не показаны): 1 — электродвигатель МУ-30; 2 — болт крепления редуктора; 3 — болт крепления крышки редуктора; 4 — левый выходной вал редуктора; 5—корпус редуктора; 6.10 — зубчатые колеса; 7 — первичная шестерня редуктора; 8 — втулка; 9 — крышка корпуса редуктора; 11 — правый выходной вал редуктора; 12 — зубчатое колесо правого вала; 13— малая втулка; 14 — стопорный винт первичной шестерни; 15 — упругая пружинная муфта; 16—дейдвудный вал; 17 — дейдвудная труба; 18 — текстолитовая втулка; 19 — кронштейн дейдвудного вала; 20— гребной винт; 21 — гайка-обтекатель

Чертежи моделей кораблей