САМОДЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ОГРАНИЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ ХОДА СУДОМОДЕЛИ

Принцип работы механизма ограничения времени хода достаточно прост и полностью понятен из приведенных рисунков. По сути, ограничитель считывает не время действия силовых моторов судомодели (как происходит во всех известных механических и электронных «таймерах»), а число оборотов гребных винтов.

Таким образом, происходит действительное учитывание пройденного пути, что намного точнее, нежели простое временное ограничение — ведь при одном и том же времени работы двигателей микрокорабль может пройти различную дистанцию в зависимости, как от стабильности скорости, так и от влияния внешних факторов на акватории.

Кроме точности, предлагаемый механизм отличается и повышенной надежностью, так как в нем практически нечему выходить из строя. Новый ограничитель прост и в изготовлении. Так, например, половинки корпуса дорабатываются из обычных шашек путем сверловки центральных отверстий диаметром 5,2 мм. Обе металлические детали (контактная шина и подвижный контакт) изготавливаются без обработки на станках — достаточно обрезков латуни или меди, а из инструментов — простой дрели и набора напильников.

Наибольшего внимания заслуживает сборка механизма, так как после окончательной склейки половин корпуса он окажется неразборным. Поэтому необходимо тщательным образом проверить перед финишной сборкой четкость прилегания подвижного контакта к шине на всем протяжении хода контакта и отсутствие заеданий, а также четкость размыкания электрической цепи в зоне разрыва шины.

Сборка узла, состоящего из подвижного контакта, вала и оси подвижного контакта, производится на эпоксидном клее. С помощью этого же связующего лучше всего закрепить обработанную и подогнанную шину к одной из половин корпуса. А вот прежде чем решать, как склеивать сам корпус и крепить на нем колодку под щеточный контакт, нужно определить, из какого материала сделаны шашки.

Полистироловые хорошо соединяются на растворе опилок полистирола в растворителе № 647, а карболитовые (они отличаются большей твердостью, хрупкостью и отсутствием плавления при нагреве) — эпоксидной смолой с предварительной зачисткой и обезжириванием стыковых поверхностей. Регулировка механизма ограничения дистанции несложна.

Число оборотов, после которых происходит разрыв питающей электроцепи, подбирается опытным путем и при необходимости может быть скорректировано изменением передаточного числа червячной или шестеренчатой передачи. Возврат механизма в исходное положение — простым проворачиванием редуктора, хотя для удобства лучше предусмотреть возможность расцепления шестеренчатой передачи привода механизма.

Есть и еще одно решение: в привод ввести фрикционный узел. Тогда при неподвижной передаче контакт устройства можно будет поставить на «ноль» с помощью ручки, выведенной на поверхность модели. Полезно предусмотреть на механизме или ручке его возврата упор, чтобы не задумываться на стартах: точно пи в начальное положение вы возвратили подвижный контакт.

(Автор: А БОЙКО, с. Курень Черниговской обл.)

Кинематическая схема механизмов привода модели и остановки ходового электродвигателя

Рис. 1. Кинематическая схема механизмов привода модели и остановки ходового электродвигателя: 1 - гребные валы, 2 - шестерни гребных валов, 3 - ведущая шестерня, 4 - ходовой электродвигатель, 5 - шестерня привода устройства ограничения времени хода, 6 - винт-червяк, 7 - шестерня червячной пары. 8 вал ограничителя.

Электрическая схема ограничителя времени хода. Выключатель приводится в действие механизмом ограничителя

Рис. 2. Электрическая схема ограничителя времени хода. Выключатель приводится в действие механизмом ограничителя.

 Механизм ограничения времени хода

Рис. 3. Механизм ограничения времени хода: 1 - детали корпуса (пластик), 2 - контактная шина (медь, латунь), 3 -подвижный контакт (медь, латунь). 4 - ось подножного контакта (латунная или медная трубка диаметром 5Х 1 мм), 5 - токоведушие провода, 6 - колодка (пластик). 7 — щеточный контакт (твердая латунь или бронза толщиной 1 мм), 8 - вал (сталь диаметром 3 мм). При сборке деталь 2 с помощью клея крепится на детали 1; так же с помощью клея соединяются детали 3 и 4; привода 5 паять в указанных местах.

Чертежи моделей кораблей