МОДЕЛЬ РАДИОУПРАВЛЯЕМОЙ ПАРУСНОЙ ЯХТЫ КЛАССА F5-10

Модели радиоуправляемых парусных яхт класса F5-10 сильно изменились за последние несколько лет. Благодаря применению высокопрочных композитных материалов на основе углеткани и кевлара намного легче стали их корпуса. Уменьшились линейные размеры — прежде всего длине. Сократилась соответственно и длина ватерлинии.

И вопреки бытующему у судомоделистов правилу «бежит длина» скоростные качества укороченных яхт, оказались весьма неплохими. Тем более что у таких моделей по сравнению с радиояхтами предыдущего поколения несколько увеличена парусность. Рангоут (мачты и гики) современных радояхт выполняют чаще всего ком позиционным: бальза — углеткань, бальза — кевлар — углеткань. Некоторые моделисты предпочитают пустотелые конструкции на базе кевлара или углеткани или трубчатые дюралюминиевые.

Сделанный из таких материалов рангоут при минимальной масса обладает высокой прочностью и жесткостью. Наибольшее внимание сегодня спортсмены уделяют изготовлению паруса. Материалом для них, как правило, служит дакрон — специальная парусная ткань. Она не тянется, не продувается и вполне удовлетворительна по другим качествам.

В последние годы появился новый, более перспективный материал — мевлар, характеристики которого существенно выше, чем у дакрона. Но» к сожалению, мевларом пока не обеспечиваются даже члены сборной страны. Формы парусов у современных радиояхт самые разнообразные, однако, изготавливают их практически по одной и той же технологии.

Большую работу по ее освоению провел мастер спорта международного -класса по судомодельному спорту К. Д. Головин из Казани. Его рекомендациями пользуются сейчас многие советские и зарубежные радиояхтсмены. Ультразвуковая сварка позволяет «шить» паруса с заданным профилем, таким же, как, например, у крыла самолета.

Профилированные паруса обладают большим преимуществом перед обычными: высокое аэродинамическое качество дает возможность получать тягу, на 25—30% большую, чем при использовании непрофилированных парусов. Кипи, рули и балласты, применяемые на моделях яхт судомоделистами, а основном одинаковые. Все эти современные направления в той или иной степени нашли воплощение в модели класса F5-10.

Корпус радиояхты выклеен в негативной матрице. Чтобы исключить финишную обработку готовой оболочки, матрица была тщательно отполирована и покрыта столь же аккуратно располированным разделительным слоем паркетной мастики «Эдельвакс». Выклейка представляет собой своеобразный бутерброд, внешний и внутренний спои которого образованы кевларом, а внутренность — углетканью. В качестве связующего применен эпоксидный клей К-153.

В зонах крепления киля и руля корпус усилен дополнительным слоем углеткани. После выкладывание ткани матрица помещалась в полиэтиленовый пакет с габаритами, превышающими размеры матрицы на 250—300 мм, для последующей вакуумной формовки с помощью вакуумного насоса. Заборный шланг от него вводился в мешок, кромку которого сложили гармошкой вокруг шланга, стык для герметизации обмотали резиновым жгутом.

Время работы вакуумного насоса — до отвердения клев, то есть 5—6 часов. После полимеризации смолы матрицу -извлекали из мешка и острым ножом обрезали облой, образовавшийся в. процессе выклейки. Корпус после выклейки извлекается из матрицы не сразу — сначала надо вклеить в него детали внутреннего набора. Палуба радиояхты — из листового стеклотекстолита толщиной 0,5 мм, но вполне подойдет и миллиметровая фанера.

Люк приклеивается к вырезанной заготовке перед ее стыковкой с корпусом. Никаких шпангоутов и других усилений такому корпусу не требуется: прочность, и жесткость оболочки обеспечиваются самими исходными материалами. Киль по конструкции тоже представляет собой слоеный «бутерброд». Его основа — вырезанная точно по внешнему контуру центральная стеклотекстолитовая пластина толщиной 0,5 мм.

К ней приклепываются втулки крепления бульбы и киля к корпусу. По обе стороны пластины приклеиваются бальзовые полоски, а с торцов — стеклотекстолитовые шаблоны профиля киля. После отвердения смолы заготовка обрабатывается по профилю рубанком и шкуркой, а затем оклеивается стеклотекстолитом толщиной 0,5 мм.

Последняя операция также выполняется с помощью вакуумной опрессовки. После окончательной обработки масса кипя должна составлять не более 170 г. Руль сделан по той же технологии. Мачта выклеена в матрице и представляет собой композитную конструкцию из бальзы, сосны и углеткани. Ванты — из проволоки марки ОВС диаметром 0,6 мм. Гики — из дюралюминиевых труб с внешним диаметром 10 мм. Паруса — из ткани типа дакрон. Их геометрия показана на рисунке. Масса балласта (бульбы) составляет 4,8 кг.

(Автор: С. ШИРОКИЙ)

 Модель   парусной  радиоуправляемой яхты

Модель парусной радиоуправляемой яхты конструкции С. Широкого

 Теоретический чертеж корпуса радиоуправляемой яхты

Теоретический чертеж корпуса радиоуправляемой яхты (расстояние от носа корпуса до шп. № 1 — 60 мм, шпация — 95 мм).

Основные элементы корпуса  радиоуправляемой яхты

Основные элементы корпуса радиоуправляемой яхты: 1— пиллерс (бамбук сечением 4X4 мм), 2 — бим 140 (сосна сечением 5X5 мм), 3 — стрингер сосна 5X30X900 мм), 4 — палуба (стеклотекстолит толщиной 0,5 мм), 5 — стрингер (сосна 5Х5Х 1350 мм).

Схема  набора  композитной мачты радиоуправляемой яхты

Схема набора композитной мачты радиоуправляемой яхты: 1 — сосновая рейка, 2 — бальзовая рейка, 3 — композит «эпоксидная смола — углеткань.

Чертежи моделей кораблей