РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ ЯХТЫ

Вы когда-нибудь видели соревнования радиоуправляемых моделей яхт? На берегу — десяток серьезных спортсменов с аппаратурой дистанционного управления в руках, а рядом, на акватории — настоящая парусная регата: миниатюрные яхты с разноцветными парусами вполне самостоятельно скользят от буйка к буйку, соблюдая все правила проведения полномасштабных парусных соревнований... Надо сказать, что сделать модель яхты для таких парусных гонок совсем несложно.

Можно даже обойтись без фирменной аппаратуры дистанционного управления, воспользовавшись той, которой сегодня комплектуют радиоуправляемые игрушки. В нашей сегодняшней публикации — описание именно такой модели яхты. Корпус модели яхты — из пенопласта упаковочного или марки ПС-4-40, усиленного плоским деревянным каркасом, врезанным в корпус по его диаметральной плоскости.

Помимо каркаса в корпус врезаны короб под рулевую машинку, приемник аппаратуры дистанционного управления и элементы питания, шарнирный узел руля поворота, а также килевой колодец, отформованный по килевой пластине в стеклоткани и эпоксидной смолы. Изготовление корпуса начинается с подготовки набора шаблонов — сделать их проще всего из тонкой фанеры. Для корпуса нет нужды подыскивать цельный кусок пенопласта — заготовку необходимых размеров вполне можно склеить из нескольких пенопластовых брусков.

В соответствии с теоретическим чертежом на заготовке различается диаметральная плоскость и контуры проекций «полуширота» и «бок», после чего заготовка обрезается по линиям контура с помощью термолобзика. Далее размечаются плоскости сечений корпуса и по ним «сажаются» шаблоны — с помощью резаков и круглого рашпиля прорезаются «маячки» — точные очертания будущего корпуса. Остается лишь срезать лишний пенопласт между «маячками» — и корпус вчерне готов.

Окончательно он доводится самодельными «напильниками» — деревянными пластинами с наклеенной шкуркой различной зернистости. Одновременно подготавливается киль — для него требуется листовой дюралюминий толщиной 6 мм и свинец. Профиль киля — симметричный, со скругленной передней и заостренной задней кромками. «Язык» киля имеет пирамидальную форму. Килевой колодец выклеивается из стеклоткани и эпоксидной смолы непосредственно по «языку» киля — толщина выклейки около 3 мм. Бульб киля отливается из свинца — масса его составляет около 900 г.

Проще всего отлить его «в землю» — в песчано-глиняную форму, полученную вдавливанием в нее до плоскости симметрии модели бульба, выточенной из древесины. Бульб получается из пары таких отливок, стянутых в единое целое тремя-четырьмя винтами-саморезами. Следующий этап изготовления корпуса — вклейка в него элементов каркаса, а также килевого колодца, для чего под деревянные рейки, фанерный короб и килевой колодец в пенопласте вырезаются пазы, и все эти детали фиксируются в корпусе эпоксидным клеем.

Подготовленный таким образом корпус окончательно ошкуривается и оклеивается по эпоксидной смоле двумя-тремя слоями тонкой стеклоткани или капрона (капроновым чулком). После отверждения связующего корпус шпаклюется, ошкуривается, в него вклеиваются степсовая планка, шарнирный узел руля, штаг- и вант-путенсы, и поверхность его окрашивается автомобильной эмалью.

Мачта, представляющая собой усеченный конус, вырезается из качественной сосновой рейки — больший ее диаметр 12 мм, меньший 6 мм. В верхней части мачты закрепляется оковка из отрезка медной трубки 5x0,5 мм. В трех отогнутых лапках оковки просверливаются отверстия диаметром 1 мм для крепления фор-штага и вант.

Мачта фиксируется на корпусе с помощью пары вант и фор-штага. Эти элементы стоячего такелажа представляют собой отрезки прочной синтетической нити или лески; верхние их концы крепятся петлями, а нижние фиксируются на специальных натяжных планках — дюралюминиевых полосках с просверленными отверстиями. Паруса выкраиваются из тонкой непродуваемой синтетической ткани (такая обычно идет на изготовление курток-ветровок).

Впрочем, паруса можно сделать и из лавсановой пленки. При раскрое грота необходимо предусмотреть припуск на мачтовый карман (его ширина в нижней части паруса — 40 мм, в верхней — 20 мм) и подвертку нижней и задней кромок. Кстати, задняя кромка поддерживается тремя латами — пластиковыми пластинками, помещенными в нашитые на парус латкарманы.

Отладку ходовых качеств яхты рекомендуется проводить в неуправляемом режиме. Главное при этом — обеспечить совпадение центра бокового сопротивления корпуса и центра парусности — при этом яхта не приводится к ветру и не уваливается под него. Для этого, скорее всего, потребуется корректировка положения мачты — ее придется переставить в другое отверстие на степсовой пластине.

В небольших пределах центр парусности можно менять, перетягивая ванты и штаг и отклоняя при этом мачту вперед или назад. Правильно отлаженная модель способна автоматически выдерживать курс относительно направления ветра. Установка приемника и рулевой машинки не требует каких-либо переналадок яхты. Предлагаемая модель рассчитана только на привод руля.

Радиоуправляемая модель яхты

Радиоуправляемая модель яхты: 1 — штаг-путенс; 2,8,15 — боуты; 3 — стаксель-гик (сосна, рейка 5x5); 4 — стаксель-шкот (капроновая нить); 5 — стаксель (синтетическая ткань или лавсановая пленка); 6 — штаг (капроновая нить); 7 — ванта (капроновая нить); 9 — оковка крепления вант и штага; 10 — латы; 11 — левый вант-путенс; 12 — грот (синтетическая ткань или лавсановая пленка); 13 — грота-гик (сосна, рейка 5x5); 14.25 — натяжные планки (дюралюминий, лист s1); 16 — гика-шкот (капроновая нить); 17 — кипа; 18 — качалка баллера; 19 — рулевое перо (дюралюминий, лист s4); 20 — киль (дюралюминий, лист s6); 21 — степсовая планка (дюралюминий, лист S3); 22 — бульб (свинец массой около 900 г); 23 — качалка рулевой машинки; 24 — крышка отсека радиоуправления (фанера s4); 26 — мачта

Основные размеры парусов модели яхты

Основные размеры парусов модели яхты: (1 — грот, II — стаксель): АВ = 1290; АС = 1240; ВС = 460; DF = 1050; DE = 950; EF = 360

Теоретический чертеж корпуса модели яхты

Теоретический чертеж корпуса модели яхты

 Конструкция корпуса модели

Конструкция корпуса модели: 1,16 — деревянные элементы каркаса (сосна, рейка 30х 10); 2 — степсовая планка (дюралюминий, лист s3); 3 — кипа стаксель-шкота; 4 — мачта (сосна, рейка 12x12); 5 — шпор мачты (сталь, проволока диаметром 3); 6 — винт М4 крепления киля; 7 — натяжная планка (дюралюминий, лист s1); 8 — вант-путенс (дюралюминий, лист s1); 9 —дно отсека радиоаппаратуры (фанера s3); 10 — крышка отсека радиоаппаратуры (фанера s4); 11 — «уголок» (сосна, рейка 20x20); 12 — стенка отсека радиоаппаратуры (фанера s3); 13 — основа корпуса (пенопласт ПС-4-40 или упаковочный); 14 — киль (дюралюминий, лист s6); 15 — колодец киля (выклейка из стеклоткани и эпоксидной смолы); 17 — ванта (капроновая нить); 18 — винт М3 крепления крышки люка

Чертежи моделей кораблей